Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ІСВ СЕМІНАР 23 Х.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
180.22 Кб
Скачать

С. Франк «всемирная книга»

(О дворянстве)

Дворянство, которое по божьему повелению должно быть бла­городно, должно быть устрашением и бичом злых, защитой и прибежищем добрых, охранителем вдов и сирот, поступает как раз наоборот. Те, которые должны быть собаками, охраняющими овчар­ню, являются, напротив, сами волками и хватают все, что только могут, так что беречь и сторожить надо было бы именно от этих пастухов и сторожей, благородство которых исключительно про­исходит от их прежнего блеска. Раньше их благородство находило основание в добродетели, теперь они доказывают его лишь гордостью, роскошью, богатством, знатным происхождением и тиранией. И как их каждый боится и ненавидит, так и они должны бояться и ненавидеть. Их друзья — только блюдолизы и лицемеры; в дейст­вительности все их слуги и подданные — рабы...

Они только и делают, что охотятся, пьют, кутят, играют — превосходно живут, получая в изобилии ренты, чинши и подати. Но на каком основании они берут и что они должны за это делать, вообще о своих обязанностях вряд ли из них кто думает. Ведь привилегия сваливать всю тяжесть податей на шею горожан и требовать ограничения себя единственным пфеннигом дана им не для ущерба подданным... Дворянство немецкой нации считает себя за то хорошим, что оно охотится, ничего не делает или же проводит время в езде верхом и в соколиной охоте... Их жи­лища представляют собой крепкие замки на горах, в лесах и т. д. Они заводят роскошь в своем доме, держа при нем многочис­ленную челядь, лошадей, собак и всячески его украшая; у них особенная щегольская походка, и с ними постоянно целый хвост родственников. Свои гербы они вешают в церквях — на стенах и в алтаре. Многие приобретают свое благородство не так, как в старину, путем добродетели и подвигов храбрости, но по наследству. Бед- ность считают для себя позорной и охотно бросаются во всякого рода опасности, чтобы добыть себе почет и состояние, необходимое, по их мнению, для их звания; многие идут на войну вслед за князьями и господами. Попадается им добыча, и они возвращаются домой обогатившись, и вот они уже считают себя поистине благо­родными... Они редко защищаются законным путем, а заводят ни с того ни с сего междоусобия, объявляют письменно о своей вражде, воюют и мстят огнем и разбоем.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского, С. Д. Сказкина.—М., 1950.— Т. III.—С. 88—90.

(О крестьянстве)

Трудящийся в поте лица народ: крестьяне, угольщики, пастухи и т. д.— это четвертое сословие. Их дома, жизнь, одежда, пища и т. д. хорошо известны. Это очень трудолюбивый народ, которым каждый всячески помыкает, чрезмерно обремененный барщинами, чиншами, податями, налогами, пошлинами...

Там же.— С. 91.

П. Генгенбах «хроника»

Памфилий Генгенбах (ум. около 1525)—книгоиздатель из Базеля, автор сатирических стихотворений и исторических сочинений. Рассказ о заговоре крестьянского «Башмака» относится к 1513 г. Генгенбах объясняет, откуда пошло это название: на знамени повстанцев были изображены крестьянин, крестьянка и мужицкий башмак со шнурками.

В одной деревне, называемой Леэн, расположенной в Брейсгау2, жил булочный подмастерье по имени Иероним... и другой человек, некий Иосс Фриц, главарь и зачинщик сего дела. Эти двое часто устраивали с некоторыми другими лицами собрание, говорили о «Башмаке», каким образом можно было бы его поднять и так ловко повести дело, чтобы оно имело успех. А поступали они так: когда они приходили к какому-нибудь человеку, который казался им подходящим, они говорили ему так: если он поклянется, что будет молчать и будет им помогать, они скажут ему нечто та­кое, что могло бы быть полезным честно и по-божески и ему самому, и его близким, и всей стране. На это такой человек отвечал: ну, раз по-божески и честно, он хочет им помочь в таком деле. Вот таким-то образом они и обработали свое дело.

  1. А был у них такой замысел: что нё должно быть отныне никаких господ, которым надо было бы повиноваться, за исключе­нием императора и папы.

  2. Во-вторых, леса и воды, а также всякая дичь должны быть доступны всем.

  3. В-третьих, все проценты и платежи, которые достигли разме­ров основного капитала, должны погашать долг, и отныне никаких больше процентов платить не следует.

  1. В-четвертых, они хотели сделать так, чтобы у каждого свя­щенника было не больше одного доходного места — прихода.

  2. В-пятых, они хотели взять в свои руки все чинши к платежи монастырям, превышающие их нужды, для улучшения своей доли и доли своих детей.

  3. В-шестых, они хотели, чтобы никто не мог привлекать друго­го к суду иначе как перед судьей по месту жительства.

  4. В-седьмых, они хотели, чтобы всякие приказы, пригла­сительные, увещевательные и запретительные предписания отныне не имели силы и не принимались.

8. В-восьмых, чтобы ротвейльский суд3 не имел больше силы.

9. В-девятых, всем, кто будет с ними, гарантируется неприкосновенность имущества.

10. В-десятых, все, кто будет сопротивляться их приказаниям, будут убиты.

Эти и другие статьи, изложенные здесь вкратце, они решили держать в полной тайне, приняв их в урочище Гартматте, а также избрать себе предводителя, и знаменщика, и распорядителя. Вышеупомянутый Иосс Фриц, главный зачинщик, сделался пред­водителем, Яков Гузер — знаменосцем... Они установили взносы в своем отряде и приняли пароль, чтобы узнавать друг друга. А пароль был такой: «Милейший, как с тобою знаться? (От­вет) : Бедняк не может уж подняться». Между тем город Фрейбург был извещен о грозе и принял надлежащие меры. Когда же об этом узнал Иосс Фриц, он созвал своих товарищей, опять-таки на Гартматте, и сообщил, что предприятие их открылось, ибо Фрейбург спешно вооружается. Следует поэтому воздержаться от выступления и ничего пока не предпринимать. Одновременно все поклялись нерушимо молчать. Когда же маркграф Филипп и фрейбуржцы стали хватать людей, Иосс Фриц, Яков Гузер-знаменосец и еще один человек должны были бежать из Лейэна. Прибыли они в Листаль, на территорию города Базеля; там их схватили. Иоссу Фрицу удалось бежать со знаменем, а остальные двое были отведены в Базель и казнены.

Там же.—С. 119—121.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]