Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч.пособие(Лекционный курс).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
31.12.2019
Размер:
529.92 Кб
Скачать

2. Неолит Зауралья и Западной Сибири

В Зауралье уникальным является комплекс памятников у Андреевского озера около г. Тюмень. Здесь население осёдло проживало сотни лет на одном месте. Памятники относятся к различным археологическим культурам.

Боборыкинская культура (сер. – нач. V тыс. до н.э.). Боборыкинская культура выделена К.В. Сальниковым в начале 1960-х гг. Носители культуры пришли с юга, из Прикаспия и расселились в бассейне р. Тобол, где уже проживали кошкинцы и сосновоостровцы. На это указывает то, что жилища с боборыкинской керамикой перерезают котлованы жилищ двух предыдущих культур. Орнамент по технике нанесения прочерченный или оттиски отступающей палочки. Первоначально местное и пришлое население не смешивалось, но затем они стали перенимать друг у друга бытовые традиции, что хорошо видно по изменениям орнаментов на керамике.

Основной ареал боборыкинской культуры - Нижнее Притоболье и горно-лесное Зауралье. Известно более 50 памятников боборыкинской культуры. Поселения состоят из нескольких жилищ-полуземлянок (от 2 и более); частично исследовано поселение с уличной планировкой, включающее 22 жилища, часть из которых соединена переходами. Глубина котлованов жилищ от 0,4 до 1,5 м, площадь - от 25 до 130 м2. К сожалению, полностью не раскопано ни одного поселения.

Культура была выделена по своеобразной керамике, аналоги которой отсутствовали не только в Зауралье, но и ближайшем окружении. Посуда в основном, плоскодонная, сложнопрофилированная. У некоторых сосудов днища с массивными наплывами. Орнамент наносился инструментом типа палочки с округлым или заостренным концом различными способами: прочерчиванием, нарезкой, ямочными вдавлениями. Сосуды без орнамента или с одним пояском из глубоких ямочных вдавлений по шейке присутствуют во всех в комплексах, а в отдельных из них составляют до 1/3 комплекса.

Орнамент покрывает только треть сосуда, редко опускаясь до дна. Наряду с простыми мотивами из прямых линий и зигзагов встречаются треугольники, заполненные штриховкой или ямками, ромбы и ромбическая сетка, мотивы в виде горизонтальной и вертикальной «елочки», треугольники и прямоугольники с «бахромой», овалы и полуовалы зигзаги с отростками и т.д.

Для орнаментации керамики боборыкинского типа характерен развитой геометризм, сложившийся, вероятно, в среде раннеземледельческих культур. Особенно интересны древовидные и змеевидные символы, реалистичные изображения змей, в том числе - на внутренней стороне сосуда. Уникальным является антропоморфное изображение в круге на внешней стороне днища сосуда, вероятно, с оленьими рогами вместо головы, широко расставленными ногами, в левой руке - змея, в правой - плеть или дубина. Можно предположить, что на дне сосуда изображено божество - змееборец. Подобные изображения, как и изображения змеи, могли появиться в среде земледельческих культур, но не у охотников и рыболовов Зауралья.

Орнаментация на керамике - мотивы и композиции, в целом знаковая система, являются важнейшим аргументом, свидетельствующим не только о миграции, но и указывают регион, откуда вышли мигранты. Можно предположить, что генезис боборыкинской культуры связан с миграцией населения из районов Ближнего Востока и Кавказского Причерноморья (поселения Нижне-Шиловское, Одиши, Кистрик и др.). Сопоставление проводится по комплексу признаков (морфологические характеристики керамики, техника орнаментации, знаковая система, «утюжки», диски). Керамика этих поселений различной формы, плоскодонная с наплывами по краю дна, с резным и прочерченным орнаментом или неорнаментированная, с налепными валиками и сложными геометрическими композициями. Ямочная и отступающе-накольчатая орнаментация также распространена в комплексах Ближнего Востока.

«Утюжки» как глиняные, так и каменные также присутствуют на боборыкиских поселениях, в том числе в культовых комплексах и жилищах (Шайдурихинское V, Палатки I, ЮАО-V). Наиболее ранние «утюжки» известны в Передней Азии, джейтунской, днепро-донецкой культурах. Существуют точки зрения о функциональном и неутилитарном назначении этих предметов. Последняя из них аргументируется наличием сложной знаковой системы и материалом, из которого изготовлены «утюжки» - глина, мягкие породы камня. Возможно, эти изделия, являлись символами земли и использовались в культовой практике. «Утюжок», найденный в Центральном Казахстане на р. Моинты, по форме и орнаментации аналогичен изделию из боборыкинского жилища поселения ЮАО-V, и может маркировать одно из направлений миграции населения с территории Ближнего Востока.

Существует несколько точек зрения на датировку культуры. Одни исследователи предполагают для нее ранненеолитический возраст - VI тыс. до н.э., другие относят ее к концу V - IV тыс. до н. э., третьи - считают ее раннеэнеолитической и датируют I половиной IV тыс. до н.э. или серединой V - серединой IV тыс. до н.э.

При определении возраста древностей боборыкинского типа важно учитывать стратиграфическую ситуацию региона. На ряде многослойных памятников комплексы боборыкинского типа залегают выше сосновоостровских (ЮАО-XVIII («8 пункт»), Ташково I), т.е. являются более молодыми. На поселении ЮАО-XVIII («8 пункт») яма с керамикой боборыкинского типа прорезает дно сосновоостровского жилища. На поселении Ташково I яма с древностями сосновоостровского типа находилась ниже дна боборыкинского жилища. На стоянке Карьер II слой с древностями боборыкинского типа перекрывал жилище с керамикой и каменным инвентарем полуденского культуры. Зафиксировано также залегание на поселении Ук-VI в одних стратиграфических условиях (в одном жилище) сосновоостровских и боборыкинских сосудов. Сосновоостровские комплексы на основании типологии, стратиграфии, данных радиоуглеродного анализа большинство исследователей датируют поздним неолитом-началом энеолита.

С данными относительной хронологии согласуются даты, полученные для боборыкинского слоя с поселений Ташково I - 5490±60 л.н. Геологическое XVI - 5440±60 л.н., то есть середина IV тыс. до н.э.

В последнее время исследован боборыкинский комплекс с поселения Шайдурихинское V, залегавший в слое, перекрывающем жилище с ранненеолитической керамикой (типа Евстюниха I), для которого получена дата 6050±100 от наших дней., т.е. рубеж V—IV тыс. до н.э. Следовательно, боборыкинские древности должны датироваться более поздним временем.

С боборыкинской культурой связано древнейшее в Западной Сибири городище – Амня-I. Фортификация представлена частоколом и рвами. Датировка IV- нач. III тыс. до н.э. Радиоуглерод даёт более ранние даты. Появление укрепленных городищ – явление социально-экономическое. Их цель в защите населения, территории и продукции от враждебного окружения. самые ранние укрепленные поселения появляются на Ближнем Востоке вместе с появлением производящего хозяйства – земледелия и скотоводства, которые обеспечивали стабильное получение избыточного продукта. В Сибири же ещё производящего хозяйства не было, и поэтому выдвинута концепция «неолитической революции» в присваивающем хозяйстве. Цель такого городища – защита промысловой территории, где охотились, занимались рыболовством, собирательством, а так же продукции, полученной в ходе такой деятельности. Нельзя не учитывать и прямое перенесение носителями боборыкинской культуры культурных инноваций с Ближнего Востока.

Одной из ранних была кошкинская культура (V-IV тыс. до н.э.). Её отличительная черта – керамика. По технике нанесения орнамент прочерченный, либо отступающие оттиски палочки. Сосуды остро- или круглодонной формы, покрытые волнистыми горизонтальными или вертикальными линиями. Орнамент сильно разрежен.

В развитом неолите существовала сосновоостровская культура. Она отличается керамикой полуяйцевидной формы, на внутренней стороне венчика – округлые наплывы и ямки внутри и снаружи. Техника орнаментации остального сосуда – гребенчатая. Орнамент наносился на всю поверхность сосуда. Элементами орнамента являются наклонные линии, горизонтальные и вертикальные линии.

Неолит Объ-Иртышского междуречья (Барабинской степи).

Среднеиртышская культура. Представлена более чем 40 поселениями и несколькими могильниками. Сложилась в результате взаимодействия местного населения и пришлого в Урала, которое принесло с собой ямочно-гребенчатую орнаментацию керамики. Поселения располагаются по р. Иртыш и его притокам при их впадении в Иртыш, где долго не замерзает вода. Зимой такие полыньи очень богаты рыбой. На поселениях встречаются скопления рыбьих костей и чешуи, а так же кости косули, зайца, лося. Всё это указывает на занятия рыбной ловлей и охотой.

Жилища – прямоугольные полуземлянки, площадью до 200 м2.

Каменные орудия изготавливались из местного кварцита или качественного привозного камня алтайского или уральского происхождения. Орудия архаичного облика, господствует пластинчатая индустрия. Пластины составляют 70 % инвентаря. Некоторые орудия, в частности, треугольные или листовидные наконечники стрел, изготавливались на отщепах.

Керамика – остродонной или круглодонной формы. Орнамент по технике нанесения прочерченный, или нанесённый отступающей палочкой. Орнамент представлен сочетаниями прямых и волнистых линий, рядами гребенчатого штампа, круглыми ямками.

Известно несколько могильников, в т.ч. Усть-куренга, 13 погребений на могильнике Сопка-2 в Новосибирской области. Антропологически это европеоиды с незначительной монголоидной примесью. Погребенные укладывались по 1-2 тела в могилу. Ориентировка связана с направлением течения реки: либо перпендикулярно течению, либо головами по течению, что связано, вероятно, с представлениями о локализации загробного, нижнего мира в низовьях или под водой.

Умершие хоронились в одежде, украшенной нашивными бляшками и подвесками из клыков животных. Погребения сопровождались керамикой, которая выглядит более примитивной, чем поселенческая, имеет меньшие размеры, но украшена в традиционной манере.

Кузнецко-Алтайская культура. С ней связано несколько проблем. Во-первых, она выделена только по материалам могильников, и неизвестны её поселения. Неизвестна так же и керамика этой культуры, так как в погребальном обряде она не задействована.

В Кузбассе к этой культуре относят могильники Лебеди, Яйский, Кузнецкий, Васьковский. Основные черты погребельного обряда сводятся к следующему.

1. Захоронения производились на высоких мысах в одну линию.

2. Отсутствие погребальных сооружений.

3. Погребения производились по обряду ингумации (трупоположения), вытянуто на спине с вытянутыми вдоль тела руками.

4. Встречаются захоронения без черепов. Иногда кости были перемешаны, что указывает на вторичность погребения: сначала покойников сохраняли где-то на открытом воздухе, возможно, зимой, когда трудно рыть землю. Часть костей при этом могла быть растащена животными.

5. Одежда, обувь, головной убор обильно украшались подвесками из зубов животных.

6. Распространён обычай умышленной порчи вещей, либо в могулу помещались недоделанные вещи. Это связано с представлениями о том, что умершие могут причинить вред живым, и поэтому они не снабжались полноценными вещами.

7. В могилах в районе пояса погребенного встречаются предметы мелкой пластики. Основной образ – водоплавающая птица в полёте. Так же встречаются фигурки медведя, изображения голов лося. Фигурки птиц в неолите локализуются чётко на территории между Обью и Енисеем, их нет восточнее и западнее. Возможно, они связаны с тотемистическими культами. Тотем (термин пришёл из языка американских индейцев, в переводе означает «мой род») – какой-либо вид животных, растений, реже явлений природы, который люди, принадлежащие к одному роду, родственники, считали своим далёким предком и вели от него своё происхождение.

С кузнецко-алтайской культурой связаны древнейшие изображения на ряде писаниц: Томской, Новоромановской, Тутальской.

Изображения наносились в технике выбивки по скале. Неолитическими принято считать изображения лосей в профиль. Они идут, вытянув голову, слева направо. Хорошо переданы сцены охоты: петли, которыми захлёстывали ноги животных, копья. Отдельно изображена сцена покола – забоя животных в момент их переправы через реку: часть животных плывёт по воде, поверхность которой передана волнистой линией, в другие лоси выходят на берег, где их поджидают охотники с копьями. Интересно, что в районе Томской писаницы и сейчас проходят тропы миграций крупных копытных. Лоси и другие животные изображены реалистично, особенно головы лосей. Люди же переданы очень схематично, явно, что они не главные персонажи. Создание писаниц, петроглифических изображений сцен охоты связано с промысловой магией, с охотничьими культами.