Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Троицкая, Новиков, Археология ЗСР.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
59.53 Mб
Скачать

Раздел 4

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗА

Глава 9

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

О РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ

Эпоха бронзы в ряде регионов завершилась при­близительно во второй половине VIII - VII вв. до н.э. Начался новый период в истории населения Евра­зии - эпоха железа- Два его первых века (VIII -VII вв, до н.э.) падают на переходный период.

Переход к раннему железному веку не означал, что люди забыли бронзу - податливый желто-крас­ный металл, изделия из которого ослепительно сия­ли на солнце. Из бронзы продолжали делать укра­шения, пряжки, зеркала и многое другое, в том чис­ле наконечники стрел. Постепенно все чаще стали появляться ножи и кинжалы, боевые клевцы и секи­ры из нового, ранее практически не известного здесь металла - железа. Оружие, изготовленное из него, были удивительно прочным, долго не тупилось. Хо­лодный блеск клинков и копий, их острота и проч­ность наводили ужас на врагов. Мы не случайно за­говорили об оружии. Железо в первую очередь шло на его изготовление, Индийский археолог С.К. Дикшит так писал об этом: «Цивилизация железного века была на начальных стадиях введена не с помощью плуга, а с помощью меча, и первое, что мы видим, это пепелища и руины городов, разрушенных новым металлом, а не выстроенные с его помощью города и возделанные железными орудиями поля». Однако и орудия труда стали намного прочнее и эффектив­нее, что значительно повысило их производитель­ность.

Основным видом сырья для массового производ­ства железа в древности была болотная руда. До не­давнего времени она использовалась в кустарном производстве Северной Европы, а в допетровской России почти все железные изделия изготовляли из нее. Предполагают, что единственным способом по­лучения руды из железа у древнего населения Евра­зии был сыродутный. Он получил такое название, потому что древние металлурги мехами накачивали в печь атмосферный воздух обычной температуры («сырой»), а не нагретый, как в доменных печах. Железо из руд получали путем прямого восстанов­ления. При таком способе значительная часть метал­ла оставалась в шлаке.

Появление железа резко изменило судьбы всех народов, познакомившихся с ним. Распространение массового производства железа на территории Ев­разии было неравномерным. В отдельных регионах оно появилось на несколько веков раньше, чем на других территориях. Наиболее ярко это различие вид­но при сравнении исторических процессов в неодно­родных ландшафтно-климатических зонах. Следова­тельно, термин ранний железный век достаточно условен и является не столько хронологическим, сколько стадиальным.

Как и в эпоху бронзы, в начале железного века существовало значительное различие между населе­нием степной и лесостепной полосы, с одной сторо­ны, и лесными племенами - с другой. В степной и лесостепной зонах главным занятием населения были производящие отрасли хозяйства. В лесной полосе население в силу природных условий занималось присваивающим хозяйством.

Остановимся на степной зоне, В раннем желез­ном веке здесь произошли значительные изменения в способе ведения хозяйства. От пастушеского ско­товодства население перешло к кочевому скотовод­ству, более эффективному для степных районов. Ко­чевое скотоводство на данном этапе было более про­грессивным, так как давало возможность при имею­щемся уровне производительных сил получить мак­симальное количество продуктов. Если при пасту­шеском скотоводстве численность скота регулиро­валась количеством корма, то теперь население по­лучило возможность после уничтожения травостоя в одном месте переходить на. другое, третье и т.д. Новый способ скотоводства имел так много преиму­ществ, что сразу был оценен населением и букваль­но за кратчайший срок распространился в степях Евразии. Поэтому сейчас невозможно говорить о том, где кочевое скотоводство появилось раньше, а где позже. Развитию кочевого хозяйства способствова­ло то обстоятельство, что степь я середине I тыс. до н.э. была увлажнена, и травостой был изобильным.

Переход к кочевому скотоводству совпал со вре­менем распространения железа. Это резко повысило производительность труда, началось бурное развитие имущественной, а затем и социальной дифференциа­ции. Кочевое скотоводство приводило к одинаково­му быту. Социально-экономическая дифференциация повлекла за собой появление новой организации об­щества - «вождества».

Именно эти факторы и явились базой для разви­тия у населения степей Поднестровья, Поднепровья, Северного Кавказа, Поволжья, Казахстана, Западной и Южной Сибири, Забайкалья и Северной Монголии

63

целого ряда одинаковых черт. Ученые условно сво­дят их к трем особенностям, к так называемой «скиф­ской» триаде: вооружение, конский набор и своеоб­разный «звериный» художественный стиль. Одина­ковыми были и некоторые предметы быта, например, бронзовые котлы (скорее всего, символ внутренне­го единства патриархальной семьи), бронзовые зер­кала и другие проявления культуры.

Все эти общие черты объединяют в степной и ле­состепной полосе Евразии население, различное по своему происхождению, а подчас и по антропологи­ческому типу. Это культурное образование получило название скифо-сибирский мир или скифо-сибирская культурная общность. Сложение скифо-сибирской общности явилось одним из отражений колос­сальных изменений в экономике, социальных отно­шениях и мировоззрении древних людей, которые произошли на огромной территории: от Карпат до Центральной Азии, от пустынь Средней Азии до си­бирской тайги. Как же могло сложиться подобное явление?

Эпоха разложения первобытного общества и на­чала сложения государственности - это время рез­кого усиления экономической значимости военных действий. В этих условиях нельзя было отставать от своих соседей в достижениях военной техники. Вся­кое новшество мгновенно распространялось, в ре­зультате чего и появилось одинаковое вооружение. Переход к кочевому скотоводству привел к широко­му распространению всадничества. До этого периода кони в основном впрягались в колесницы. С VIII -VII вв. до н.э. распространился однотипный конский уздечный набор, который постоянно совершенство­вался. Поскольку кони имели большое значение в развитии военного дела, всякое новшество в конс­ком наборе быстро перенималось соседями.

Одинаковое социальное развитие в условиях степ­ного кочевого скотоводства вызвало необходимость появления одинаковых черт в идеологии, культе силы и ловкости. Это нашло свое отражение в распрост­ранении скифо-сибирского звериного стиля. Изоб­ражали тигров, пантер и других кошачьих хищников, у которых различными приемами подчеркивали мус­кулатуру, символизировавшую силу и ловкость. Глаз, клюв, а иногда отдельно изображенная голова орла, по представлениям их владельцев, придавали предметам вооружения точность и меткость удара. Олень воплощал быстроту движения. Часто изобра­жали сцены борьбы животных. Помимо магическо­го назначения, скифский звериный стиль имел и де­коративный характер. Необходимо отметить, что на­личие общих черт скифо-сибирского искусства от­нюдь не исключает наличия особенностей, характер­ных для отдельных регионов.

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ

Здесь этот период, наряду с перечисленными об­щими чертами раннего железного века, имеет свои особенности. К раннему железному веку данного ре­гиона принято относить период с VII - VI вв. до н.э. (хотя сами железные орудия здесь появились позже) по IV - V в. н.э. Н.М. Зиняков проследил развитие черной металлургии на территории Западной Сибири в различные эпохи. Он отмечает наличие железных руд, доступных южному и северному населению эпо­хи раннего железа. Прежде всего, это залежи рых­лых бурых известняков и поименно-болотные руды. Они отличаются малым содержанием железа. Бога­тые железом руды были недоступны в древности, так как залегали достаточно глубоко.

На территории Западно-Сибирской равнины мно­го лесов, а значит и древесины, т.е. сырья для полу­чения древесного угля - твердого высокоуглеродис­того продукта, получаемого из различных пород де­ревьев путем обжига в специальных ямах без досту­па или со слабым доступом воздуха. Древесный уголь на протяжении ряда веков был единственным видом топлива при железоделательном производстве.

Начальный этап освоения железа, когда наряду с железными изделиями использовались и бронзовые, в лесостепной и степной полосе Западной Сибири относится к V - III вв. до н.э. С III в. до н.э. медное и бронзовое литье сохранялось только в изготовле­нии украшений и культового литья. Собственная ме­таллургическая база сначала у местного населения отсутствовала. Обеспечение железными вещами осу­ществлялось за счет импорта изделий или кузнечной обработки ввозимого сырья. Как полагают многие исследователи, распространение железа в Западной Сибири, скорее всего, произошло в результате свя­зей с ираноязычными группами (сарматы и саки). Первые свидетельства наличия собственной черной металлургии отмечено для лесостепной полосы на рубеже эр (саргатская культура), а для лесного на­селения - в начале I тыс. н.э. (кулайская культура).

На эпоху раннего железа падает активизация Ве­ликого шелкового пути, который связывал Китай со Средиземноморьем. Он проходил из Китая по сте­пям Монголии, через Синьцзян, Семиречье, Аму-Дарью, Сыр-Дарью и далее на Средний Восток. От основного пути шли ответвления, по которым уста­навливались связи с отдаленными районами. Такие ответвления доходили до юга Западной Сибири, свя­зывая с Востоком население тагарской культуры, Алтая и саргатсткой культуры.

Физико-географические и климатические особен­ности, отдаленность Западно-Сибирской равнины от более передовых западных и южных объединений наложили отпечаток на развитие населения. В Запад­ной Сибири узкая степная полоса к северу переходит в широкую лесостепную зону. Население ее было занято производящим хозяйством и входило в со­став скифо-сибирского единства. Различие между степью и лесостепью была значительно меньшим, чем отличие лесостепи от таежных массивов с присваи­вающим хозяйством. Лесостепь не давала стимула для развития кочевого хозяйства, оно было затруд­нено наличием леса. Скотоводство здесь было в ос­новном отгонным. Имелись условия и для развития земледелия. Определенное (но не ведущее) место в экономике занимали охота и рыбная ловля. Для куль­туры населения лесостепи характерны все особенно-

64

сти скифо-сибирских культур с их вооружением, конским набором, звериным стилем и др.

Совсем иные черты типичны для северного таеж­ного населения. Природные условия мешали разви­тию производящего хозяйства. Оно и в наше время отсутствует у самых северных народов и лишь отно­сительно развито у таежного населения. В лесной полосе люди занималось присваивающим хозяй­ством (охотой и рыбной ловлей) и лишь в южно-та­ежной полосе - частично скотоводством (коневод­ством). Последнее вызвано тем, что кони, в отличие от крупного рогатого скота, могут заниматься тебеневкой; зимой разгребать копытами снег и питаться травой, сохранившейся под снежным покровом.

Огромную роль в жизни населения раннего желез­ного века Западно-Сибирской равнины играли и кли­матические изменения. Согласно теории А.В. Шнитникова, на этот период приходятся две климатические фазы: влажная (прохладная) и сухая (теплая). Исхо­дя из последних исследований, можно считать, что с VIII - VII по II вв. до н.э. климат был холодным и влажным, со II в. до н.э. по I в. н.э. - холодным и сухим, в I - IV вв. н.э. - теплым и сухим. Эти цифры весьма приблизительны и в разных регионах могли различаться на 100 - 200 лет. Климатические усло­вия оказывали большое влияние на хозяйство и жизнь населения. Так, при усилении влажности в таежных зонах росла заболоченность, сокращалась площадь охотничьих угодий. Это вело к необходимости миг­рации образовавшегося избытка населения. В пери­од повышенной сухости росла опасность возникно­вения пожаров на лесной территории. На освободив­шихся от деревьев участках распространялась степ­ная и лесостепная растительность. Местами проис­ходило перемещение границы между тайгой и лесо­степью.

Необходимо отметить, что пограничье между ле­состепной и таежной зонами находилось в особо выгодном положении. Хозяйство населения здесь было комплексным и многоотраслевым. В нем соче­тались присваивающие и производящие отрасли эко­номики. При преобладании присваивающих отрас­лей население под влиянием южных соседей зани­малось и скотоводством. При обычных климатичес­ких условиях население продолжало развивать при­сваивающее хозяйство. В некоторых же случаях, не­благоприятных для охоты, резервом служили про­дукты скотоводства. Поэтому южно-таежные племе­на находились в более выгодных условиях, чем их северные соседи, и достигли более высокого соци­ального развития. Именно их культура в настоящее время изучена лучше, чем культура северных лес­ных племен. В дальнейшем речь пойдет именно о южно-таежном населении.

Здесь сложилась особая культурная общность — кулайская. Первоначально она охватывала южно-та­ежные районы Приобья и Прииртышья. Позже, в свя­зи с миграцией кулайцев в районы Верхнего и Ниж­него Приобья, территория общности расширилась. В ее состав входили племена, говорящие на угорских и самодийских языках. Антропологи характеризуют их как северных лесных монголоидов.

Каждая конкретная культура кулайской общнос­ти имеет свои особенности, но их многое объединя­ет. Например, «нарядность» керамики, ее богатая ор­наментация узорами, часто выполненными различ­ными фигурными штампами. Жители тайги вклады­вали в свой орнамент то, что видели вокруг себя: сложные переплетения ветвей, листьев, следы зве­рей и птиц на снегу. Своеобразно и оружие север­ного населения. Бронзовые наконечники стрел рез­ко отличаются от мелких наконечников скифо-сибирского мира, которые непригодны в густом лесу, так как запутывались в ветвях. Бронзовые (так на­зываемые кулайские) наконечники были крупными, трехлопастными, с узкими гранями, выходящими за пределы втулки. Выпушенные с помощью больших луков, такие наконечники пробивали листву и лег­ко добирались до цели. Специфичны и широко рас­пространенные в кулайском мире бронзовые шес­тигранные кельты, также орнаментированные мел­ким узором.

Племена кулайской общности вступали в контак­ты с лесостепным населением, получая от них пред­меты вооружения, бронзовые котлы и отдельные ук­рашения, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле. Особенно усилились эти связи после мигра­ции кулайцев на юг, но речным долинам. Под непос­редственным влиянием южных соседей у северных племен начало развивается скотоводство, появилось земледелие. При слиянии с лесостепным населени­ем племена кулайской общности начали изготавли­вать, наряду со своими сосудами, керамику, типич­ную для местного населения.

Значительную роль в жизни всего населения За­падно-Сибирской равнины сыграли и внешнеполи­тические события. Благодаря китайским письмен­ным источникам, мы знаем об одном таком факте, На территории Монголии усилились племена хуннов, В III в. до н.э. они начали осуществлять похо­ды в западном направлении и покорять население Саян, Хунны проникали и на территорию населения тагарской культуры, частично сливаясь или вытес­няя его. В 179 г. до н.э. хунны победили юечжей, которых многие исследователи связывают с насе­лением Горного Алтая. В результате этого привыч­ные южные связи населения Верхней Оби были на­рушены, что могло отрицательно сказаться на его экономике и привести к его ослаблению. В этой обстановке северным племенам легче было проник­нуть на юг и прочнее здесь укрепиться. Хунны сыг­рали большую роль в жизни населения Южной и Западной Сибири, о чем мы будем говорить при описании конкретных археологических культур ран­него железного века.

Рекомендуемая литература

Зиняков ЕМ. Черная металлургия и кузнечное ремесло Западной Сибири. -Кемерово, 1997.

Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. - М, 1984.

Мартынов А.И., Алексеев В.П. История и палеоантропо­логия скифо-сибирского мира. - Кемерово. 1987,

Матющенко В,И, Древняя история Сибири. - Омск, 1999.

65