
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное пакоплеиие 719
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 721
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 723
- •Глава XXIV. Так называемое первоначальное накопление 725
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 727
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 729
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 731
- •Глава XXIV. —так называемое первоначальное накопление 733
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 735
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 737
- •Глава XXIV. Так называемое первоначальное накопление 739
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 741
- •Глава XXIV. Так называемое первоначальное накопление 745
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 747
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 749
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 751
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 753
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 755
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 757
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 759
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 761
- •Глава XXIV. Так называемое первоначальное накопление 763
- •Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 765
- •Глава XXIV. Так называемое первоначальное накопление 767
Глава XXIV. — так называемое первоначальное накопление 747
совместно
с целью смягчать свою «абсолютную, почти
рабскую зависимость», так как этим «они
нарушили бы свободу своих бывших хозяев,
теперешних предпринимателей» (свободу
держать рабочих в рабстве!), и так как
коалиция против деспотии бывших цеховых
хозяев есть — что бы вы думали? — есть
восстановление цехов, отмененных
французской конституцией226.
4. ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ФЕРМЕРОВ.
Мы рассмотрели те насилия, при помощи которых были созданы поставленные вне закона пролетарии, тот кровавый режим, который превратил их в наемных рабочих, те грязные высокс-государственные меры, которые, усиливая степень эксплуатации труда, повышали полицейскими способами накопление капитала. Спрашивается теперь: откуда же возникли первоначально капиталисты? Ведь экспроприация сельского населения создает непосредственно лишь крупных земельных собственников. Что касается генезиса фермеров, то мы можем проследить его шаг за шагом, так как это — медленный процесс, прокатывающийся через многие столетия. Имущественные отношения среди самих крепостных, не . говоря уже о существовавших рядом с ними свободных мелких земельных собственниках, были очень различны, а потому и эмансипация их совершилась при очень различных экономических условиях.
В Англии первой формой фермера был ЬаШГГ [бурмистр господского имения], который сам оставался крепостным. По своему положению он напоминает древнеримского уПНсиз'а, но с „более узким кругом деятельности. Во второй половине XIV столетия на место ЬаПШ'а становится фермер, которого лэндлорд снабжает семенами, скотом и земледельческими орудиями. Положение его почти не отличается от положения крестьянина. Он только эксплуатирует больше наемного труда. Скоро он становится «юёЬауг ег», половником-арендатором. Он доставляет одну часть необхот димого для земледелия капитала, лэндлорд — другую. Валовой продукт разделяется между ними в пропорции, установленной контрактом. В Англии эта форма аренды быстро исчезает, уступая место фермеру в собственном смысле слова, который вкладывает в дело собственный капитал, ведет хозяйство при помощи наем* ных рабочих и отдает лэндлорду деньгами или натурой часть прибавочного продукта в качестве земельной ренты.
В течение XV века, пока труд независимых крестьян и сельскохозяйственных рабочих, занимавшихся наряду с работой по найму в то же время и самостоятельным хозяйством, шел в их собственную пользу, уровень жизни фермера был так же незначителен, как и сфера его производства. Земледельческая революция,
226 ВисНея е1 Коих; «ЩзЫге РаНепгепШге», т. X, стр. 193—195, в разных местах.
начавшаяся в последней трети XV века и продолжавшаяся в течение почти всего XVI столетия (правда, за исключением последних его десятилетий), обогащала фермера так же быстро, как разоряла сельское население227. Узурпация общинных пастбищ и т. п. позволяет фермеру значительно увеличить количество своего скота почти без всяких издержек, между тем как скот доставляет обильное удобрение для его земли.
В XVI столетии сюда присоединяется еще один решающе важный момент. В то время арендные договоры заключались на продолжительные сроки, нередко на 99 лет. Непрерывное падение стоимости благородных металлов, а следовательно, и денег, было очень выгодно для фермеров. Оно, не говоря уже о других рассмотренных выше обстоятельствах, понижало заработную плату. Часть той суммы, на которую понижалась плата, превращалась в прибыль фермера. Непрерывное повышение цен на хлеб, шерсть, мясо, — одним словом, на все земледельческие продукты, увеличивало денежный капитал фермера без всякого содействия с его стороны, между тем земельную ренту ему приходилось уплачивать на основе старых договоров, заключенных при прежней стоимости денег228. Таким образом он обогащался одновременно и за
227 «Фермеры, — говорит Гаррисон в своей «БезспрИоп о! Епд1ап(1», — которым раньше было трудно платить 4 ф. ст. ренты, платят теперь 40, 50, 100 ф. ст. и все же считают свою операцию невыгодной, если по истечении срока аренды у них не останется на руках ренты за б—7 лет».
228 О влиянии обесценения денег в XVI столетии на различные классы общества см. «А СотрепсИоиз ог ВпеГе ЕхапйпаИон о! Сег1аупе ОгчНпагу Сотр1а1п1з о! В1Уегзе о1 оиг Соип1гутеп 1п 1Ьезе оиг Бауз. Ву \У. 8., Оеп- Ыетап» (Ьопйоп 1851). Диалогическая форма этого сочинения способ ствовала тому, что его долго приписывали Шекспиру, и еще в 1751 г. оно вышло в свет под его именем. Автор его — Вильям Стаффорд. В одном месте рыцарь (кш^М) рассуждает следующим образом:
Рыцарь: «Вы, мой сосед, земледелец, вы, господин торговец, и вы, мой добрый медник, вы, как и другие ремесленники, можете сравнительно легко отстоять свои интересы. Ибо чем больше становится цена всех предметов по сравнению с тем, что они стоили раньше, тем сильнее повышаете вы цены на ваши товары и продукты вашего труда, которые вы продаете. Но у нас нет ничего такого, что мы могли бы продать но повышенной цене и таким образом уравновесить тот убыток, который мы получаем, покупая продукты». В другом месте рыцарь спрашивает доктора: «Скажите, пожалуйста, кого вы имеете в виду? И, прежде всего, кто, по вашему мнению, не терпит при этом никаких потерь?» Доктор: «Я имею в виду тех, которые живут покупкой и продажей и, если дорого покупают, то столь же дорого продают». Рыцарь: «А из кого состоит та категория людей, которая, по вашим словам, выигрывает от этого?» Доктор: «Ну, конечно, это все арендаторы или фермеры, которые платят за обрабатываемую ими землю старую ренту, ибо платят они по старой норме, а продают по новой, т. е. платят за свою землю очень дешево, а все, что вырастает на ней, продают дорого»... Рыцарь: «Ну, а кто же те, которые, по вашим словам, теряют от этого больше, чем выигрывают эти люди?» Доктор: «Это все дворяне, джентльмены и все вообще люди, которые живут твердо установленной рентой или жалованьем, или не сами обрабатывают свою землю, или не занимаются торговлей».
47 К. Ма^кс, «Кацшал?, I, I,
748
ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ. — ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА