
- •Глава XII, — разделение труда и мануфактура 345
- •346 Отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости
- •348 Отдел четвертый.— производство относительной прибавочной стоимости
- •350 Отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. Разделение труда и мануфактура 351
- •Глава XII. Разделение труда. И мануфактура 353
- •Глава XII. Разделение труда и мануфактура 355
- •Глава XII. Разделение труда и мануфактура 357
- •358 Отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. Разделение труда и мануфактура 859
- •360 Отдел четвертый. Производство относительной-прибавочной стоимости
- •362 Отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. Разделение труда и мануфактура 363
- •23 К. Маркс. «Капитал», т. I.
- •364 Отдел четвертый.— производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. — разделение труда и мануфактура 365
- •366 Отдел четвертый.— производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. — разделение труда и мануфактура 367
- •368 Отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. — разделение труда и мануфактура 369
- •Глава XII. — разделение труда и мануфактура 371
- •372 Отдел четвертый.— производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. .— разделение труда и мануфактура йд
- •374 Отдел четвертый.— производство относительной прибавочной стоимости
- •Глава XII. — разделение труда и мануфактура 373
- •376 Отдел четвертый.— производство относительной прибавочной стоимос ги
- •1. Развитие машин.
362 Отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости
Глава XII. Разделение труда и мануфактура 363
сомнения,
там, где внутренняя связь охватывает
собою различные отрасли
производства. Так, напр., скотовод
производит шкуры, кожевник превращает
их в кожи, сапожник превращает кожу в
сапоги.
Каждый производит здесь лишь новый
фабрикат, а окончательный,
готовый предмет есть комбинированный
продукт этих отдельных
работ. Сюда присоединяются еще различные
отрасли труда, доставляющие скотоводу,
кожевнику и сапожнику их средства
производства. Кто-нибудь может вообразить,
подобно А. Смиту, будто такое общественное
разделение труда отличается от
мануфактурного лишь субъективно, лишь
для наблюдателя, который в мануфактуре
одним взглядом охватывает различные
частичные
работы, объединенные пространственно,
тогда как в общественном
производстве связь эта затемняется
благодаря разбросанности
его отдельных отраслей на значительном
пространство и благодаря большому
числу рабочих, занятых в каждой отрасли57.
Но
что устанавливает связь между независимыми
работами скотовода,
кожевника и сапожника? То обстоятельство,
что их продукты существуют как
товары. Напротив, что характеризует
разделение труда в мануфактуре? Тот
факт, что здесь частичный рабочий
не производит товара58.
Лишь общий продукт многих частичных
рабочих превращается в товар 58\
Разделение труда
57 В собственно мануфактурах, говорит оп, разделение труда кажется более значительным, так как «здесь рабочие, занятые в каждой из различных отраслей труда, зачастую могут быть соединены в одной и той же мастерской и таким образом все сразу охватываются взглядом наблюдателя. Наоборот, в таких больших мануфактурах (!), которые имеют своим назначением удовлетворять обширные потребности многочисленного населения, каждая отдельная отрасль труда занимает столь значительное число рабочих, что невозможно объединить их всех в одной и той же мастерской... разделение труд I далеко не так резко бросается в глаза» (А 8тОк: «\УеаИп о! ]МаИопз», т. 1, гл. 1) [А. Смит: «Богатство народов». Соцэкгиз, 1935 г., стр. 9]. Знаменитое место той же самой главы, которое начинается словами: «Взгляните на жизненные удобства, выпадающие на долю простого ремесленника или поденщика цивилизованной и цветущей страны...» [там же, русск. перев., стр. 14] и в котором расписывается затем, сколь многочисленные отрасли производства соединяют свои усилия для удовлетворения потребностей простого рабочего,— место это почти буквально списано из примечаний Б. де Мандевиля к его «РаЫе оГ 1пе Веев, ог РпуаЪе Угсев, РиЬНск ВепегИз» (Первое издание без примечаний в 1706 г., с примечаниями в 1714 г.).
68 «Здесь уже нет более пичег^что можно было бы назвать естественным вознаграждением за труд индивидуума. Каждый рабочий производит лишь часть целого, и так как каждая часть не имеет сама по себе никакой ценности или полезности, то здесь нет ничего такого, что рабочий мог бы взять и сказать: «Это мой продукт, это я удержу для себя» («ЬаЬоиг Ое1епйес1 а^атзЬ 1Ье СЫтз о? СарНа!». Ьопйоп 1825, стр. 25). Автором этой превосходной работы является цитированный выше Т. Годскин.
184 Примечание ко 2-му изд. Янки практически иллюстрировали эту разницу между общественным и мануфактурным разделением труда. Одним нз новых налогов, измышленных в Вашингтоне во время гражданской войны, был акциз в 6% на «все промышленные продукты». Но вот вопрос: что такое
внутри общества опосредствуется куплей и продажей продуктов различных отраслей труда; связь же между частичными работами внутри мануфактуры — продажей различных рабочих сил одному и тому же капиталисту, который употребляет их как комбинированную рабочую силу. Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда — раздробление средств производства между многими независимыми друг от друга товаро: производителями. В мануфактуре железный закон строго определенных пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собою распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Правда, различные сферы производства постоянно стремятся к равновесию, потому что, с одной стороны, каждый товаропроизводитель должен производить потребительную стоимость, т. е. удовлетворять определенной общественной потребности, — причем размеры этих потребностей количественно различны и различные потребности внутренно связаны между собой в одну естественную систему, — с другой стороны, закон стоимости товаров определяет, какую часть находящегося в распоряжении общества рабочего времени оно в состоянии затратить на производство каждого данного товарного вида. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Норма, применяемая при разделении труда внутри мастерской а рпоп [наперед] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь а ровЪегюп [задним числом], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен. Мануфактурное разделение труда предполагает безусловный авторитет капиталиста по отношению к рабочим, которые образуют простые
промышленный продукт? Законодатель отвечает: всякая вещь есть продукт, «раз она сделана» (\уЬеп Ша тайе), а она сделана, раз она готова для продажи. Вот один из многих примеров. Мануфактуры Нью-Йорка и Филадельфии в старое время «делали» зонтики со всеми их принадлежностями. Но так как зонтик есть т!х1ит сотрозНит [соединение] совершенно разнородных составных частей, то мало-помалу изготовление этих последних стало предметом особых отраслей производства, независимых друг от друга и расположенных в различных местах. Их частичные продукты входили в качестве самостоятельных товаров в мануфактуру зонтиков, которая лишь соединяет вместе эти различные составные части. Янки окрестили такого рода продукты аззет-Ыей агИс1ез (сборными изделиями) — имя, которое последние действительно заслужили как сборные пупкты для налогов. Так, зонтик «собирает» 6% налога на цену каждого из своих элементов и еще иовые 6% па цену готового продукта.