Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0717459_B16B8_karpova_n_l_osnovy_lichnostno_nap...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Глава 6. Особенности «мотивации достижения»...

127

«Когда каждому начали говорить о том, какими мы все об­ладаем чудесными способностями и прекрасными душевными ка­чествами, в меня начала маленькими ручейками вливаться уве­ренность в том, что мы все обязательно будем хорошо говорить, а о заикании даже вспоминать не будем. И потом, когда я вышла на середину сцены и стала перед всеми повторять фразы и назва­ла себя,— я совсем не волновалась и могла бы также громко и уверенно говорить хоть целый день».

На этапе активной логопсихотерапии актуализируется ос­новная проблема внутренней переработки нового опыта, так называемая «механика» взаимодействия «внешнего» и «внут­реннего»: столкновение и единство противоборствующих тен­денций. И особую роль здесь играют значимые переживания. Резко снятые внешние ограничения в общении (возвращение полноценной речи) ведут к расширению и внутренних воз­можностей человека реализовать себя в дальнейшей жизни. Это делает чрезвычайно актуальным вопрос о своем месте в мире, о смысле своей жизни.

На наших глазах в ходе полуторамесячного курса активных групповых занятий "происходило превращение Х.М. из боязли­вого «ребенка» во взрослого, уверенного в себе человека. И этот процесс находил отражение в ее ежедневных дневниковых записях.

После первого сложного дня занятий в группе она записы­вает: «У меня появилось желание много работать...», а через два дня, отмечая большой эмоциональный подъем, удовлетворение и радость от общения с людьми, делает вывод: «Это при­бавляет мне силы и уверенности в своих возможностях, но мне предстоит еще многое исправить в своем поведении». Так в дневнике Х.М. появляется тема необходимости самовоспитания. Через неделю занятий после просмотра видеозаписи работы пациентов предыдущей группы и под впечатлением выступле­ния одного из них, тоже музыканта, Х.М. пишет: «Появилось желание заняться самообразованием», и выделяет ряд качеств деловых и нравственных, необходимых для достижения цели, а также ставит перед собой конкретные задачи:

«...ежедневно отчитываться перед собой, развивать в себе критическое зрение, с помощью которого становишься способ­ным видеть себя как бы со стороны».

126 Часть II. Анализ опыта ... Логопсихотерапии

фекты у родителей или старших братьев и сестер, нарушения речи начинают развиваться и у младших).

Итог пропедевтического этапа Х.М. дал очень обнадежива­ющие результаты относительно ее излечения: она сама отмеча­ла, что «стала увереннее в себе», «говорить стала лучше», «сама проявляет инициативу во встречах с подругами», даже в разговорах по телефону, что раньше было практически невоз­можным... Основываясь на диагностических материалах, полу­ченных от этой пациентки в течение полугода, мы выделили ряд ее личностных характеристик: впечатлительность и тонкая наблюдательность; выраженная склонность к педагогической деятельности и психологическому анализу, что отразилось в письменных отзывах о пьесе Б. Шоу и романе А. Маршалла; музыкальная образованность пациентки нашла выражение в анализе романа Дж. Дюморье «Трильби» о превратностях судь­бы певицы.

Все это позволило нам во время индивидуального внуше­ния на сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии сказать Х.М. следующие слова:

«Вы — единственная из всех написали не только о красоте го­лоса Трильби, но обратили внимание на то, как автор говорит о совершенстве ее голосового аппарата... Вы пишете: «Простите, но, читая эти строки, я думала, что это в какой-то степени отно­сится и ко мне». А мы хотим подтвердить это сравнение: не стес­няйтесь — у Вас тоже хороший голос и нежная поющая душа, как у героини романа, а также постоянная готовность помогать ■ другим...»

Ка*с видно, этими словами мы также дали пациентке — про­фессиональному дирижеру, до сих пор не реализовавшей себя в работе, — установку на помощь всей группе в предстоящих за­нятиях по развитию и постановке голоса (наряду с речевыми тренировками это является неотъемлемой частью методики).

Во время сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии Х.М. отличало высокодоверительное поведение, не просто «послушное подчинение» требованиям ведущего, а именно «открытость» восприятию лечебной информации, что выража­лось и внешне: она буквально преображалась на сцене, о чем написала потом и сама, анализируя свои состояния и впечат­ления: