Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0717459_B16B8_karpova_n_l_osnovy_lichnostno_nap...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Часть II. Анализ опыта ... Логопсихотерапии

Свое послание мама Ш.А. закончила словами: «Всего не на­пишешь. Важно одно — «гадкий утенок» (и не один!) взлетел в небо лебедем!» и пожеланием, чтобы такие группы создавались не только для заикающихся.

Давно подмечено, что искусство на столетия опережает науку и в познании человека, и в его воспитании. Для нашей цели «лечебного перевоспитания» очень важно замечание В.П. Зинченко о том, что для «оживления души нужен опти­мизм воли» (который не стоит путать с волей к власти), а так­же память и вера в то, что и прекрасные стихи могут делаться «из сора» (А. Ахматова), или «из тяжести недоброй» (О. Ман­дельштам). Воспримем эти слова как образно-символическое определение сути психотерапии, и еще раз согласимся с психологом, что полезно смирение и память о том, что «чутье художника стоит иногда мозгов ученых» (А.П. Чехов). Возмож­ность «возрождающей смерти» (В. Хлебников) или «возроди-тельного распада» (Вяч. Иванов), на наш взгляд, и в психоте­рапии может служить утешением и надеждой (23, с. 33). Таким образом, поэтическое прозрение художников слова и живые поэтические метафоры помогают по-новому осмыслить уже из­вестные научные данные о человеке и открывают новые стра­ницы в его изучении.

Остановимся еще на одной важной проблеме. Решая вопрос о том, «когда книга учит», исследователи одним из важных компонентов называют творческое воображение читателя, но отмечают, что в настоящее время система обучения мало способствует развитию у школьников образного мышления, поскольку в этой области вообще мало наработок. Как пишет академик А.В. Петровский в предисловии к повести К. Паустов­ского «Золотая роза», в психологии нет более трудной задачи, чем проникновение в творческую лабораторию писателя, и среди множества отраслей психологии — педагогической, со­циальной, юридической, медицинской — в роли Золушки и сегодня является психология творчества и, в частности, лите­ратурного, поскольку здесь чрезвычайно затруднительно вести какие-либо экспериментальные исследования (58, с. 3). Говоря о сложности анализа проблемы творческого воображения как таковой, психолог замечает: «Чем более интимен, нераздели­мо связан с внутренним миром человека акт творчества, тем

Глава 4. Организация личностной активности...

99

более художник сопротивляется тому, что представляется ему вторжением не только в его творческую лабораторию, но и в его душу». И в то же время очевиден факт:

«То, что оказывается недоступно стороннему наблюдателю, будь то психолог-исследователь или критик-литературовед, от­крыто художнику, видящему процесс изнутри». Это прекрасно показал К. Паустовский в своей повести, где главный герой — «творческое воображение художника, способное разбудить фанта­зию читателя» (58, с.4, 5).

О том, как развитие творческого воображения помогает из­лечению наших пациентов, мы и ведем речь. Покажем это на конкретном примере, опять обращаясь к андерсеновской сказ­ке. Мама 19-летнего Ю.А., о котором уже говорилось выше, анализируя сказку, также писала:

«Читаем все и переживаем за тяжелую судьбу Гадкого утенка. Андерсен персонифицирует здесь всех несчастных людей, которых он так хорошо знал и понял, потому что сам был таким (как про него писал К. Паустовский)».

Воображение Для писателя — одно из важнейших проявле­ний человеческой личности, и «вся повесть Паустовского — гимн воображению, животворящему началу культуры, проти­востояние пресному и подозрительному взгляду на полет чело­веческой фантазии». Сам писатель в рассказе «Животворящее начало» убежденно произносит: «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком» (58, с. 7, 146). И тут же через несколько страниц читаем:

«Я хотел написать отдельную главу о силе воображения и его влияния на нашу жизнь. Но, подумав, я написал вместо этой гла­вы рассказ о поэте Андерсене. Мне кажется, что он может заме­нить эту главу и даст даже более ясное представление о вообра­жении, чем общие разговоры на эту тему» (58, с. 158).

Так начинается рассказ Паустовского «Ночной дилижанс», и после письма мамы Ю.А. он звучит для нас по-новому, давая простор уже нашему воображению и в построении сеанса эмо­ционально-стрессовой психотерапии, и в планировании и дальнейшем проведении библиотерапевтической беседы с па­циентами о сказке и сказочнике... Небольшое произведение

7*