Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0717459_B16B8_karpova_n_l_osnovy_lichnostno_nap...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Часть II. Анализ опыта ... Логопсихотерапии

певта выстраивается так называемый «портрет неповторимос­ти» каждого пациента и его родственников.

Когда наш пациент получает первое задание с предложени­ем прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» и рассказ А.П. Чехова «Тоска» и написать свои впечатления от прочитан­ного, — это вызывает у большинства удивление и недоумение. И здесь стоит обратиться к научным исследованиям психоло­гии читателя. В предисловии к пособию «Когда книга учит», написанному коллективом психологов (15), сказано, что кни­га учит только тогда, когда ученик умеет работать с ней, т.е. умеет читать, а от умения читать в истинном смысле этого сло­ва (понимая прочитанное) во многом зависит и воспитание, и умственное развитие. Конечно, забота о воспитании и умствен­ном развитии ребенка — обязанность родителей и учителей, а является ли это обязанностью врача? Но если врач преимуще­ственно имеет дело с личностью пациента, с проблемами его душевного мира, и одним из важнейших элементов своей ра­боты выбирает библиотерапию, то он начинает выполнять и психолого-педагогические функции, становясь в определенной мере и учителем. В данном случае традиционные отношения «врач—больной» сменяются на непривычные в лечебном про­цессе отношения «Учитель—Ученик» в самом высоком значе­нии этих слов, поскольку метод библиотерапии предполагает сотворчество пациента и психотерапевта, посредником в кото­ром становится автор «целебной» книги. Ю.Б. Некрасова пред­ставляет этот процесс таким образом:

пациент

автор произведения

психотерапевт

Слова В.Н. Мясищева о том, что между педагогикой, психологией и психотерапией нет четких границ, как нет чет­ких границ между убеждением, внушением и «лечебным перевоспитанием», подтверждают многими своими наблюде­ниями и авторы пособия «Когда книга учит». В частности, они считают, что руководить самостоятельным чтением школьни­ков учитель сможет, если он будет, во-первых, представлять себе читательскую деятельность, во-вторых, знать, как она

Глава 4. Организация личностной активности... 87

формируется, и в-третьих, иметь необходимый тренировочный материал (15, с. 3). Когда же книга может лечить, т.е. какие ус­ловия должны быть выполнены, чтобы книга стала «библиоте-рапевтической»? Как построить работу с пациентами и их род­ственниками, чтобы необычный, нестандартный, длительный и сложный процесс диагностики, в основу которого положен метод работы с книгой, стал еще и терапевтическим?

В этом плане интересно рассмотреть одно глубокое наблю­дение. Рассуждая о тексте романа «Евгений Онегин» как о жи­вом целом, о бесконечном числе реалий, ассоциаций, сцепле­ний смыслов произведения, Ю.М. Лотман говорит, что эти свойства произведения уводят читающего «в глубь строки» (вы­ражение заимствовано у А.В. Западова). Это «проникновение «в глубь строки» вводит читателя в смысловую жизнь текста. А увидев смысл в тексте, мы, как замечает психолог В.П. Зин-ченко, «может быть, научимся видеть смысл в жизни и, вспомнив, как это делалось раньше, поймем северянинское:

Поэма жизни — не поэма, ТГоэма жизни — жизнь сама».

...Заглядывание в глубь строки — это и есть в прямом смыс­ле заглядывание внутрь себя самого, познание себя, «рождение свершителя, делателя», подчеркивает психолог. Не можешь за­глянуть в глубь строки — не сможешь заглянуть и в себя. Если нет ничего внутри себя, не сможешь заглянуть внутрь строки, хотя, конечно, не существует гарантий полноты понимания, как и полноты самосознания. Автор книги «Возможна ли по­этическая антропология?» говорит, что и у поэтов нет иллю­зий относительно доступности души самопознанию (23, с. 12— 13, 30).

Что это наблюдение означает для нас, и как подобное про­исходит в процессе библиотерапии? Первое, что мы выделяем, анализируя сначала работы пациентов, а затем и их родствен­ников, — тему «Я и общество», или, говоря языком психоло­гии, «Я глазами других» (проблема ориентировочного рефлек­са и адекватности самооценки). Для каждого человека вполне естествен так называемый ориентировочный рефлекс, по­скольку человек живет среди людей и всегда вынужден счи­таться с условиями «ближнего» и «дальнего» окружения. Но у