Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0717459_B16B8_karpova_n_l_osnovy_lichnostno_nap...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Предисловие

Проблемы социореабилитации — восстановления нарушен­ного физического и психического здоровья как отдельных ин­дивидов, так и целых социальных групп — в настоящее время все более настоятельно требуют внимания работников меди­цинской и социальной сферы, педагогов и психологов, по­скольку речь идет не только об исцелении от физических неду­гов, но и о максимально полноценной жизнедеятельности че­ловека в обществе при наличии любого физического или пси­хического дефекта. Требуются специальные исследования, от­ражающие практику психологической работы по организации и профилактике целого ряда психических заболеваний и откло­няющегося поведения у детей и подростков.

При всей специфичности форм проявления и функциони­рования индивидуально-психологических особенностей людей, нуждающихся в социореабилитации, при всей сложности описа­ния данной проблемы, необходимо отметить, что есть ряд общих психолого-педагогических закономерностей различных форм процесса социореабилитации, и прежде всего — в плане органи­зации «лечебного перевоспитания». В.Н. Мясищев подчеркивал, что между убеждением, внушением и перевоспитанием нет чет­ких границ, как нет четких границ между педагогикой, психоло­гией и психотерапией. Предметом нашего научного анализа про­цесса социореабилитации служат не только различные уровни компенсации дефекта (вплоть до явлений гиперкомпенсации), но и комплекс познавательно-интеллектуальных, эмоционально-во­левых, потребностно-мотивационных и коммуникативно-пове­денческих звеньев в структуре личности пациента с точки зрения формирования, развития и закрепления у него стойкой мотива­ции к излечению. Все вышеназванные проблемы находятся в рус­ле исследований общей психологии и психологии личности, по­скольку «нет вообще никаких психологических механизмов, специфических для патологии» (А.Н. Леонтьев), и «нет специаль­ных дефектологических проблем, — есть проблемы личности, обостренные в крайних точках ее развития» (Э.В. Ильенков).

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 1

Малоисследованная проблема мотивационной включеннос­ти субъекта в процесс воспитания, «лечебного перевоспитания» (В.Н. Мясищев), формирования личности — одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Она выходит далеко за рамки дефектологии и социореабилитации, посколь­ку актуальна для психологии обучения и вообще для всей человеческой деятельности в плане ее эффективности. Еще ме­нее исследован вопрос о связи мотивационной включенности с интрагенной1 (внутриличностной) активностью каждого участ­ника социореабилитации. Рассматривая заикание (а недугом на­рушения речевой коммуникации в форме логоневроза страдает 2,5—3% населения) как модель нарушенного общения в целом, мы и в процессе социореабилитации пациентов с данным забо­леванием видим модель процесса восстановления полноценно­го диалогического общения, модель перестройки личности из «больной», неуверенной в себе, коммуникативно-ограничен­ной — в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющи-

1Интрагенная активность — активность, исходящая из внутреннего импуль­са и направленная внутренними усилиями субъекта деятельности. Термин «ин-трогенное поведение» — как поведение, свободное от побуждения извне, т.е. направляемое установкой, определенной изнутри (в противопоставлении «эк­страгенному поведению»), — впервые использовал Д.Н. Узнадзе в статье «Фор­мы поведения человека» (см.: 76, с. 381). Но в Латинско-русском словаре О. Петру-ченко (репринт IX издания 1914 г. — М., 1994. — 810 с.) дан следующий перевод слов: intra — внутри (противоположно — extra); intro — 1) внутрь, 2) входить, вступать (противоположно — extre) (с. 338). И именно в таком зна­чении латинских слов используются в настоящее время сложные психологи­ческие термины, например: Интроспекция, интроспективная психология (от лат. introspekto — гляжу внутрь, всматриваюсь); Интроверсия (в противополож­ность экстраверсии) (от лат. exstra — вне, intro — внутрь, versio поворачивать, обращать) — характеристика индивидуально-психологических различий чело­века, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направлен­ности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собствен­ного субъективного мира (Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., М, 1990, ее. 148, 149, 159); Интропсихический (лат. intra — внутри, в) — внутрипсихический, возникающий внутри психики; Интроспекция (лат. intro — движение внутрь) — смотреть внутрь (Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. Бокова С.Н. В 2-х томах Т. 1. — Ростов-на-Дону, 1996, с. 321).

Определяя именно «источник», а не «направленность» активности лич­ности, мы будем употреблять термин сообразуясь с латинским переводом в следующем написании: ИНТРАГЕННАЯ активность.

12

ПРЕДИСЛОВИЕ

ми ей стать коммуникабельной, социально активной. При таком подходе и весь цикл лечебного перевоспитания также может служить моделью процесса социореабилитации в целом.

Следует также отметить, что среди причин, отрицательно влияющих на результативность любого учебного и воспитатель­ного процесса, снижающих качество профессиональной подготовки работников для различных областей труда и нега­тивно сказывающихся на его эффективности, исследователи называют неумение обеспечить высокую заинтересованность (в нашем понимании — мотивационную включенность и вовле­ченность) в деятельность каждого из ее участников.

Подходя к психологической характеристике понятий «мотивационная включенность» и «мотивационная вовлечен­ность», отметим, что в теории и практике используются поня­тия «мотивация», «включенность» и «вовлеченность» в тот или иной процесс (воспитательный, творческий, психотерапевти­ческий и т.д. — В.Ф. Петренко, А.С. Спиваковская, ТА. Фло­ренская и др.), но используются они в отрыве одно от друго­го, а анализ конкретного психологического механизма, обес­печивающего практическую активность человека (в сфере обу­чения, воспитания, творчества, трудовой деятельности, изле­чения, психокоррекции), требует уточнения со стороны моти­вации, причем в данной работе мы рассматриваем в основном комплекс положительно направленных мотивов и положитель­ных (саногенных) (Ю.М. Орлов) психических состояний (в том числе психических состояний успеха), обусловливающих эффективность практики «лечебного перевоспитания» и психо­лого-педагогической практики в целом.

Говоря о состоянии научной разработанности данной проб­лемы, отметим, что к настоящему времени мотивационный ас­пект регуляции поведения личности представлен наиболее полно в работах отечественных психологов — В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, М.Р. Гинзбурга, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, В.В. Столина, В.Э. Чудновского, Д.Б. Эльконина и др.; в западной психологии наиболее полный обзор исследований по данной проблематике дан в 2-томном труде X. Хекхаузена (1988).

В рамках нашего исследования особенно интересно рас­смотреть личностные и эмоционально-мотивационные меха­низмы деятельности в экстремальных условиях, которые изу­чались О.В. Дашкевичем, Л.А. Китаевым-Смык, O.K. Тихомиро-

ПРЕДИСЛОВИЕ

13

вым и др., в западной психологии — В. Франклом и др., а так­же проблемы мотивации поведения человека в условиях обра­зовательных систем — это работы А.К. Марковой, А.Б. Орлова, В.Г. Фридман, В.Ф. Моргуна и Н.И. Крылова и др. Следует от­метить, что зарубежные исследователи — К. Левин, Дж. Аткин-сон, В. Мюррей, А. Маслоу, 3. Фрейд, Ф. Генцбергер, К. Мадсон, Г. Мэрфи, Г. Олпорт, Дж.П. Гилфорд, Б. Берельсон и Г. Стайнер, X. Хекхаузен, Дж. Уотсон и др. — наибольшее внимание уделяли проблеме мотивации поведения и достижения успеха.

Все вышеназванные аспекты изучения мотивационной сферы личности важны для нас при рассмотрении проблемы социореаби-литации и конкретно — психотерапии неврозов определенной ка­тегории пациентов — заикающихся подростков и взрослых.

Проблема мотивационной включенности в процессе воспита­ния, «лечебного перевоспитания», формирования личности выходит на более широкую трактовку вопроса «психологической почвы» (В.Э. Чудновский, 1993), на которую падают воспитатель­ные воздействия. Эта проблема недостаточно разработана в педагогике и психологии. Решение проблемы психологической почвы обычно сводилось к общим указаниям о необходимости учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. И в психологии есть Целый ряд работ, в той или иной мере конкретизирующих эту проблему (в том числе и работы по ис­следованию мотивации). Вместе с тем эта область исследования как фундаментальная проблема воспитания и формирования личности специально фактически не изучалась. Данное учебно-методическое пособие имеет своей целью познакомить с конк­ретным опытом изучения и создания психологической почвы, конкретизируя эту проблему в рассмотрении мотивационной включенности пациентов и их родственников в процесс социоре-абилитации. Но это не означает, что представленные результаты ограничиваются лишь реабилитационным процессом: есть доста­точно оснований считать, что на дефектологическом уровне про­являются те же психолого-педагогические закономерности и тен­денции, что и в условиях «нормального» воспитания, но в более концентрированном, более «обнаженном» виде.

Отечественную психотерапию характеризует сознательное стремление к включению личности больного, его сознания и са­мосознания в процесс лечения (об этом — в работах В.Н. Мяси-щева, А.И. Захарова, И.Е. Вольперта, Б.Д. Карвасарского, В.Е. Рожнова и др.). По мнению В.В. Столина, психотерапию, содержащую четыре особых психологических момента: