Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат Витебск в ВОВ.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
115.58 Кб
Скачать

8 Город-крепость Витебск

8.1 Концепция «Крепостей»

Стратегия «крепостей» была разработана немецким командованием и оформлена приказом Гитлера № 11 от 8 марта 1944 года. В период оборонительных действий вермахта, некоторые стратегически важные транспортные узлы предусматривалось превратить в неприступные районы, которые смогли бы выдержать даже долговременное окружение, сковывая превосходящие силы противника и вместе с тем блокируя транспортные магистрали. Кроме этого в «крепостях», которые невозможно взять, был и пропагандистский эффект.

8.2 Недостатки плана

Столь амбициозные планы по обустройству неприступных форпостов не были обеспечены материально, следовательно были невыполнимы и вместе с тем, не дав ресурсы, командование запретило отступать из «городов—крепостей».  Отход из «крепости» был возможен только по приказу командующего группы армий или по личному согласию Гитлера.

7 апреля 1944 г. в штабе ГА «Центр» коменданты «крепостей» подписали обязательство:  «С приказом фюрера № 11 я ознакомлен. Обязуюсь удерживать укрепрайон до последнего солдата, даже при условии окружения».  Следует заметить, что по приказу № 11 комендант давал клятву не лично фюреру (как можно было бы подумать), а своему армейскому командованию. Это было прямо оговорено: «Комендант крепости дает личные обязательства командующему группой армий».

Как пример серьезности приказа: генерал от инфантерии Отто Ляш комендант «крепости» Кёнигсберг за самовольную капитуляцию города 10 апреля 1945 года был заочно приговорен к смертной казни вместе со своей семьёй.

Такое безоговорочное принуждение к нереалистичной стратегии стало одной из предпосылок коллапса группы армий «Центр» во время советской наступательной операции «Баргратион» (самого масштабного военного поражения вермахта в ходе Второй мировой войны).

8.3 Витебск

Витебск был одним из самых мощных из 11 «городов—крепостей» созданных группой армий «Центр».  В Витебске был постоянный охранный гарнизон в количестве одного батальона, который в случае необходимости пополнялся силами заполнения — тремя пехотными дивизиями.  Комендантом крепости Витебск был назначен генерал от инфантерии Гольвицер.  Все войсковые части «крепости» Витебск относились к 3-й танковой армии (ТА).

Командующий 3-й танковой армии генерал-полковник Г. Г. Рейнгардт писал о невозможности устройства «крепости» в докладе от 15 апреля 1944:

Строительство укрытий и укрепление имеющихся подвалов для складирования 6 тысяч тонн боеприпасов, 12 тысяч тонн продовольствия (3 боекомплекта и продовольствие на 21 день для 3 окруженных дивизий), а также 400 кубометров горючего потребует сил, которые 3-я ТА сможет выделить только в случае остановки всех строительных работ на фронте и в тылу во всей полосе армии.

В связи с этим командование танковой армии предлагало, непосредственно перед началом советской наступательной операции, оставить Витебск, вынудив таким образом противника нанести свой первый удар по пустому месту, а самим отойти и держать оборону на рубеже «Тигр».  Этот рубеж предлагалось создать западнее Витебска, в районе озер, где для обороны от советского летнего наступления потребовалось бы меньшее количество войск.  Командующий ГА «Центр» фельдмаршал Буш отклонил этот план, ссылаясь на приказ фюрера.

В. Померанцев «На войне и после нее»:

197-я пехотная дивизия. Опрошены: двое пленных из 321-го пех. полка.  Наступления русских на витебском участке мы не ждали. На ротных занятиях при штабе 321-го полка нам еще не­ сколько дней назад говорили, что русские хотят пробиться в Хельсинки, чтобы вывести из войны Финляндию, и поэтому витебской группировке ничто пока не угрожает.  Это подтверждалось работами по восстановлению в городе разрушенных зданий. Солдаты считали, что раз это делается, значит, командование убеждено, что Витебск останется в наших руках. Русских листовок, в которых нам угрожалось уничтожением по примеру немецкой группировки на юге, мы видели много, но и домов чинилось так много, что это не позволяло верить листовкам.