Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОСОБИЕ НСЗстр новое (1).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
30.12.2019
Размер:
972.8 Кб
Скачать

3. 2.Зоны льготного налогообложения (оффшоры)

Ранее отмечалось, что моделирование налоговых си­стем некоторых государств в силу различных причин мо­жет пойти по пути установления на всей их территории или ее части льготного режима налогообложения. В этом случае соответствующие зоны приобретают статус льгот­ных; их и принято именовать оффшорами. К числу основ­ных признаков, указывающих на приоритетность льгот­ного налогообложения, относятся: отсутствие налогов на доходы (прибыль), освобождение от налогообложения от­дельных видов предпринимательской деятельности, рас­пространение налоговых льгот на компании определен­ной организационно-правовой формы или на нерезиден­тов. Оффшорные зоны могут быть условно подразделены на различные группы, прежде всего по видам, размеру и периодичности уплачиваемых налогов и сборов. По это­му основанию выделяются юрисдикции, в которых на­логи уплачиваются по крайне низким ставкам, а также зоны, на территории которых взимаются разовые и еже­годные регистрационные сборы и пошлины1. Возможна классификация оффшорных зон и по другим основаниям, включая наличие в законодательстве положений, опре­деляющих особый статус оффшорных компаний, нало­говых льгот для отдельных видов деятельности, особен­ностей налогового режима отдельных территорий госу­дарств с обычным налогообложением и пр. Существуют юрисдикции, специализирующиеся на предоставлении налоговых льгот компаниям определенной организационно-правовой формы.

Например, Княжество Андорра относится к зонам льготного налогообложения прежде всего из-за того, что налоги на прибыль на его территории не взимаются. Однако возможности использования таких льгот суще­ственно ограничиваются тем, что в соответствии с законодательством этого государства иностранные инвесторы могут участвовать лишь в качестве совладельцев нацио­нальных корпораций, при этом доля такого участия не может превышать акционерного капитала.

В этом государстве взимается косвенный налог на по­требление по ставке 4%. Индивидуальное подоходное на­логообложение в отношении физических лиц-резидентов отсутствует. Для получения подобного налогового стату­са иностранцу необходимо приобрести недвижимость в Андорре и проводить на ее территории не менее 183 дней в году. Иностранцы, являющиеся резидентами этой стра­ны, но не работающие на ее территории, уплачивают налог на «пассивное резидентство» в размере 1 млн испан­ских песет.

Системы налогов и сборов Багамских и Бермуд­ских островов являются оффшорными и имеют много общего1. Льготный характер их юрисдикции проявляется прежде всего в том, что на территориях этих островов не взимаются налог на прибыль корпораций, налоги на рас­пределение прибыли, косвенные налоги на потребление, налоги на капитал и имущество, трансфертные налоги. В соответствии с Законом о международных предпринимательских компаниях 1989 г. данными льготами в пер­вую очередь могут воспользоваться международные де­ловые компании (англ. — International Business Company, IBC), являющиеся нерезидентными. Этим компаниям за­прещено осуществлять какую-либо деятельность на тер­ритории островов.

Уплата обычных налогов заменяется взиманием еже­годного сбора, который в зависимости от размера устав­ного капитала составляет от 100 до 300 долларов США. Кроме того, взимаются и некоторые другие налоги, на­пример налог на доходы от азартных игр на Багамских островах. Подоходное налогообложение на территории островов отсутствует.

Британские Виргинские острова также предо­ставляют льготный налоговый режим компаниям меж­дународного бизнеса. Правовую основу оффшорной деятельности на территории островов составляет Закон о компаниях 1885 г. в редакции 1977 г. и Постановле­ние о международных предпринимательских компаниях 1984 года. На территории островов компании международ­ного бизнеса освобождены от уплаты подоходного нало­га и гербового сбора; кроме того, они не облагаются по­имущественными налогами и налогами на дарение. Вы­ведены из-под налогообложения также проценты и диви­денды, выплачиваемые нерезидентам. Вместо них компа­нии международного бизнеса с уставным капиталом до 50 тыс. долларов США уплачивают пошлину в размере 300 долларов, а компании, капитал которых превышает эту сумму, — 1 тыс. долларов США. Резидентные ком­пании обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 15%, а физические лица —20%1.

Налоговая система Венгрии в целом характеризуется достаточно высоким уровнем налогообложения. Так, ре­зидентные компании обязаны уплачивать в этой стране НДС по ставке 25%, а также налог на доходы в размере 18% и местный (муниципальный) налог на предпринима­тельство в 2%.

Однако в соответствии с Законом 1996 г. № 81 о корпо­ративном налоге и налоге на дивиденды компании, вла­дельцы которых являются иностранными гражданами, подлежат льготному 3%-ному налогообложению и осво­бождаются от местных муниципальных налогов при условии, что свою деятельность они осуществляют за пре­делами Венгрии. Еще более льготный налоговый режим действует в отношении холдинговых компаний. Их иностранные доходы в виде дивидендов полностью освобо­ждаются от налогов на доходы и от местных налогов. Тем не менее нерезидентные компании обязаны вести бухгалтерский учет, своевременно сдавать отчеты в нало­говые органы, иметь счета в венгерском банке. Важным является то, что один и тот же нерезидент может высту­пить учредителем только одной венгерской нерезидентной компании. Директором компании должен являться гражданин Венгрии; в противном случае назначается на­блюдательный совет, состоящий из представителей местного населения. Несоблюдение указанных выше требований может привести к принятию решения о лишении компании льготного статуса с момента ее регистрации и предъявлению требования об уплате всех налогов в об­щем порядке.

Гибралтар относится к числу типичных европейских оффшорных юрисдикции. Зарегистрированные «безна­логовые» компании должны соответствовать стандарт­ным для оффшорных фирм требованиям — они не мо­гут принадлежать местным резидентам и вести какую-либо хозяйственную деятельность в пределах ее террито­рии. Базовая ставка налога на прибыль составляет в Ги­бралтаре 35%. Льготный налоговый режим распростра­няется: на нерезидентные компании оффшорного типа; на компании, получающие налоговое освобождение на определенный срок (до 25 лет); на льготные (англ. — qualifying) компании. Например, компании последнего типа могут осуществлять хозяйственную деятельность как за преде­лами Гибралтара, так и на его территории, но при этом они обязаны уплачивать налог в размере 2% с зарубеж­ных доходов, если они не поступили в Гибралтар, и в раз­мере 17% с доходов, поступивших в банки на территории юрисдикции. Льготным компаниям в отличие от офф­шорных предоставлено право приобретать недвижимость и учреждать реальный офис.

Ирландия является универсальной налоговой юрис­дикцией, которая отличается рядом налоговых преиму­ществ. Возможность регистрации оффшорных нерези­дентных компаний здесь сочетается с разнообразными налоговыми льготами для производственных предприя­тий и финансовых компаний. Например, для предприя­тий обрабатывающей промышленности, компаний в сфе­ре инжиниринговых и компьютерных услуг налог на при­быль установлен в размере 10%. Из налогообложения ис­ключены доходы от патентов на изобретения и от прода­жи произведений искусства при условии, что они созданы в Ирландии. В отличие от многих других зон льготно­го налогообложения в этой стране нерезидентным офф­шорным компаниям предоставлена возможность осуще­ствлять операции на ее территории. При этом они сохра­няют право на освобождение от налогов в части доходов, полученных за рубежом. Доходы, полученные из источ­ника в Ирландии, облагаются по льготной ставке 10%. Важнейшей особенностью ирландской оффшорной юрис­дикции является создание в 1987 г. Центра международ­ных финансовых услуг, в рамках которого могут учре­ждаться иностранные компании, оказывающие инвести­ционные и финансовые услуги за пределами Ирландии. Компании, стремящиеся приобрести право осуществле­ния операций в составе Центра, должны получить со­ответствующий сертификат министерства финансов Ирландии. В этом случае они уплачивают налог на прибыль по ставке 10 % и, кроме того, освобождаются от налога, взимаемого у источника выплаты, и от налога с сумм, уплачиваемых зарубежному кредитору и выплат в виде дивидендов1.

Каймановы острова (зависимая территория Ве­ликобритании) также предоставляют значительные на­логовые льготы. Эта юрисдикция отличается тем, что все зарегистрированные компании полностью освобожде­ны от уплаты каких-либо налогов, включая налог на прибыль и прирост капитала, подоходный налог, налог на недвижимость. Их уплату заменяет взимание различ­ных регистрационных сборов. Наиболее льготный нало­говый режим предусмотрен для так называемых освобо­жденных компаний (англ. —Exempted Companies), кото­рые осуществляют свою деятельность вне этой страны. С них лишь взыскивается регистрационный сбор в размере от 410 до 574 долларов США в зависимости от размера капитала, а также ежегодный административный сбор в том же размере2.

Княжество Лихтенштейн предоставляет значи­тельные налоговые преимущества так называемым се­мейным фондам и акционерным обществам с ограничен­ной ответственностью. Условием льготного налогового режима является наличие предъявленного перед реги­страцией уставного капитала для первых не менее 30 тыс. швейцарских франков, а для вторых —не менее 50 тыс. швейцарских франков. При этом фонд не может осуще­ствлять торговую деятельность, однако его средства мо­гут использоваться на семейные нужды, включая оплату образования, отдыха, приобретение недвижимости. На­логовые обязанности акционерных обществ ограничены уплатой ежегодного налога с капитала. Такие компании освобождены от уплаты других налогов, например, на­лога с дохода или прибыли, налога на прирост капитала, налога на добавленную стоимость, налога с имущества и некоторых других. Ежегодный налог с капитала состав­ляет 0,1%, а при выплате владельцу компании дивиден­дов, кроме того, взимается купонный сбор в размере 4%.

Налоговая система Люксембурга в целом характе­ризуется умеренным налогообложением. Ставка налога на прибыль в этой стране составляет 33%, а налог на до­ход взимается по прогрессивной шкале в пределах от 20 до 33%. Взимаются также налог на капитализацию в размере 1% от вносимого уставного капитала и налог на собственный капитал в размере 0,2%.

В соответствии с Законом от 31 июля 1929 г. льгот­ный налоговый статус в этой стране предоставлен нерези­дентным холдингам, что обеспечивает полное их освобо­ждение от большинства налогов, включая налог на при­быль. Однако следует учитывать, что такие компании ис­ключены из сферы действия двухсторонних соглашений об устранении двойного налогообложения. Кроме того, в Люксембурге могут регистрироваться и резидентные хол­динговые компании (Soparfi), на которых действие таких соглашений распространяется1.

Маршалловы острова предоставляют льготный налоговый режим прежде всего для компаний между­народного бизнеса (англ. — IBC). Правовую основу их налогообложения составляет Акт о бизнес корпорациях 2001 года. Стандартная процедура регистрации может быть осуществлена в течение одного дня. Единственное требование, которое необходимо выполнить для сохранения льготного статуса компании заключается в необ­ходимости иметь на территории островов зарегистриро­ванного агента. Это сопровождается уплатой ежегодно­го сбора в размере 450 долларов США, включая оплату услуг агента и государственную пошлину. Доходы и акти­вы нерезидентных компаний не облагаются какими-либо налогами при условии, что они не осуществляют свою экономическую деятельность на территории островов.

Княжество Монако устанавливает льготное нало­гообложение для физических лиц-резидентов. В част­ности, от уплаты индивидуального подоходного налога освобождаются физические лица-резиденты, в том чис­ле иностранные граждане (за исключением французских граждан). Резидентами признаются физические лица, на­ходившиеся на территории Монако не менее 183 дней в течение года. С доходов же, полученных от предприни­мательской деятельности, физические лица уплачивают налог по правилам, предусмотренным для компаний.

Доходы компаний от коммерческой деятельности, осу­ществляемой на территории Монако, облагаются по ставке 33,33%. Штаб-квартиры компаний, расположенные в Монако и не осуществляющие какой-либо деятельности на территории княжества, уплачивают налог в размере 8 – 30 % от общей суммы их расходов.

Предусматривается также уплата НДС по ставке 20,6%, трансфертных налогов (налоги на наследование и дарение) — 16 %, а также регистрационных пошлин.

Сингапур в принципе является государством с обычным налогообложением. Например, общая ставка на­лога на прибыль составляет 33%. Исклю­чительно льготный режим в этой стране предусматрива­ется только для компаний, осуществляющих свою дея­тельность за рубежом и не репатриирующих полученные доходы. В частности, от уплаты налога на прибыль осво­бождаются финансово-хозяйственные операции корпораций-резидентов в том случае, если источник их доходов находится вне Сингапура, а полученные денежные сред­ства зачисляются на счета в зарубежных банках. Не обла­гаются также налогом дивиденды в пользу корпорации-резидента, но только в том случае если они инвестирова­ны за пределами страны. Специальные налоговые льго­ты предоставляются холдинговым компаниям. Если та­кая компания имеет головной офис в Сингапуре, то налог на прибыль уплачивается по пониженной ставке в 10%. От налогообложения освобождается также прибыль хол­динговой компании, распределенная в виде процентов и роялти.

Подоходное налогообложение в этой стране является довольно высоким и осуществляется по ставкам от 3,5 до 33%.

Как видим из вышеизложенного, налоговые оазисы располагаются в самых различных регионах мира, в странах с различным потенциалом экономического развития и государственного устройства. На сегодняшний день некоторые небольшие государства - оффшоры (Кипр, Мальта) отказались от статуса «налоговых убежищ, но некоторые действуют и по сей день активно. Развитые страны в качестве борьбы с оффшорными зонами и «налоговыми гаванями» ориентируют национальные налоговые системы не на конфронтацию с «нало­говыми гаванями», а на снижение планки налоговых ставок в собственной стране. Это достигается за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности, инвестирования для создания новых рабочих мест и т. д. Это поло­жение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, которые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом. Правительства высокоразвитых се государств правильно оценивают, что даже вывезенные в оффшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально принадлежат и функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жест­кая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотно­шениям крупных компаний с «налоговыми гаванями» может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Пра­вительства развитых стран понимают, что «налоговые гавани» или «убежища» играют важную роль в смягчении остроты кон­курентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительствам важный аргу­мент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.

В целом же использование налоговых гаваней для размещения финансовых активов, ведения бизнеса, снижения налоговых рисков на сегодняшний день для хозяйствующих субъектов весьма нежелательно, так как общественное мнение и целый ряд международных финансовых институтов рассматривают совершение сделок через оффшоры как заведомо нелегальный бизнес.

Кроме того, усиление терроризма в мире, который располагает возможностью получать финансовую поддержку через такие «налоговые гавани», вырабатывает в современном общественном сознании необходимость прекращения практики использования «налоговых убежищ».

Бороться с «налоговыми гаванями» можно двумя методами: экономическими и административными.

Экономические методы включают либерализацию налого­вой политики внутри государств-инвесторов, что сейчас и происходит в большинстве стран.

Административные методы включают в себя: 1) создание законодательных барьеров; 2) жесткий контроль сделок между компанией-резидентом страны и компанией-резидентом «налоговой гавани»; 3) ограничение предоставления льгот при налогообложении доходов, полученных с участием компании-резидента «налоговой гавани»; 4)ограничение пределов внутрифирменного кредитования.

Таким образом, происходит ужесточение национально­го и международного налогового законодательства, совер­шенствуется юридическая база, увеличиваются возможно­сти отслеживания сделок хозяйствующих субъектов, предусматривается выдача налоговых преступников, арест банковских счетов подозреваемых в сокрытии налогов фирм.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику системам налогов и сборов унитарных государств.

2. Какие существуют зоны льготного налогообложения?