Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
аутизм 2.2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
142.34 Кб
Скачать

2.2 Понимания намерений в ситуации обмана детьми с типичным развитием и аутизмом.

Е.И. Лебедева провела сравнительное исследование детей понимания детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра намерений в ситуации обмана как феномена когнитивного представления о внутреннем мире других людей. Исследовалось 92 типичных ребенка и 44 ребенка с аутизмом, возраст от 3 до 11 лет.

Использовалась методика «Удивительные истории» ( Strange stories) Ф.Хейп.

Исследователь пришла к следующим выводам:

Дети с аутизмом имеют дефицит в развитии «модели психического». Термин «модель психического» ( theory of mind) определяется как способность приписывать независимые психические состояния себе и другим, чтобы объяснить и предсказать их поведение. Теория дефицита модели психического при аутизме проявляется следующим образом: у детей с аутизмом отсутствует способность думать о психическо состоянии других людей, что проявляется в специфических нарушениях определенных социальных, коммуникативных способностей и способности к воображению. Результаты исследования показали, что у детей с аутизмом понимание «невинной лжи» достоверно не отичается от понимания обмана в отличие от детей с типичным развитием. Даже наиболее способные аутисты делали грубейшие ошибки, давая ответы, в которых сообщалось о коммуникативных намерениях говорящего, совершенно не соотвествующих ситуации. В отличие от них дети с типичным развитием никогда не давали объяснений, не учитывая ситуационного контекста.

Непонимание детьми с расстройствами аутического спектра различных видов обмана и намерений обманывающего является следствием нарушения развития модели психического. Модель психического помогает ребенку понять, что на мнение других можно влиять и что люди формируют свои мнения на основе увиденного или услышанного

2.3. Восприятие детьми зашумленных и неполных изображений.

В статье Г.Л. Чухутовой представлен анализ тенденций к целостному и фрагментарному восприятию зашумленных и неполных изображений дошкольников с расстройствами аутического спектра и здоровых детей. Автор использовала следующие методики: пробу «Наложенные фигуры», перечеркнутые фигуры из альбома Т.В. Ахутиной, субтест «Завершение гештальта» из теста Кауфманов.

У детей с аутизмом и у нормальных детей по мере взросления увеличивается доля целостных и сокращается доля фрагментарных ответов; у детей с аутизмом соотношение ошибок по целостному и фрагментарному типу смещено в сторону большей фрагментарности. Выраженность тенденций в ошибочных ответах детей с аутизмом оказывает прямое влияние на эффективность распознавания ими тестовых изображений. Результаты свидетельствуют о снижении тенденции к целостному восприятию у дошкольников с аутизмом.

Существуют 2 гипотезы для объяснения склонности к фрагментарному восприятию при аутизме.

Первая рассматривает эти особенности как следствие ослабления естественной тенденции объединять воспринимаемые признаки оюъекта в целостный образ, из-за чего человек вместо целого видит только совокупность разрозненных элементов. В последнее время эта гипотеза была модифицирована и стала рассматривать трудности интеграции не как базовый дефицит, а как когнитивный стиль, произвольно управляемый в соответствии с требованием задачи.

В соответствии со второй гипотезой фрагментарность восприятия страдающих аутизмом обусловлена аномально усиленной восприимчивостью к простым признакам зрительных объектов (пространственная ориентация, контраст, направление движения), а трудности интеграции деталей являются вторичным следствием общей зрительной перегрузки. Важным методологическим преимуществом второй гипотезы является однозначная отнесенность когнитивных явлений к определенному нейрофизиологическому механизму – повышенному латеральному торможению в колонках нейронов первичной зрительной коры.