Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0355306_6F0EE_mananikova_b_n_psihologiya_lichno...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.44 Mб
Скачать

4.4. Индивидуальные особенности

волевой регуляции деятельности.

Психологическая защита и совладание

Волевая регуляция поведения — это сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой актив­ности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необ­ходимость и возможность [33]. Сущность данного феномена со­стоит в настойчивом достижении необходимого результата.

Волевая регуляция поведения является социально сформиро­ванным психорегуляционным фактором, в основе которого лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необ­ходимости определенного поведения. В волевом акте подавляют­ся текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой и

163

мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Выделяют следующие функции волевых процессов:

инициирующая, связанная с мотивационными факторами, заключается в том, чтобы заставить начать то или иное дей­ствие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и; субъективные препятствия;

стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по под­держанию активности на должном уровне при возникнове­нии внешних и внутренних помех разного рода;

ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и пове­дения) в тот или иной момент времени [74].

М.И. Еникеев подразделяет волевые действия на следующие виды:

1) простые волевые действия характеризуются тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и ка­ким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически;

2) сложные волевые действия характеризуются следующими этапами: осознание цели и стремление достичь ее; осозна­ние ряда возможностей достижения цели; появление моти­вов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения; преодоление внешних препятствий, объективных трудно­стей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока при­нятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы [33].

Е.П. Ильин отмечает, что понятие «сила воли» включает в се­бя несколько волевых проявлений (качеств), имеющих разную природную основу (типологические особенности проявления

164

свойств нервной системы). У одних людей эти типологические особенности таковы, что способствуют проявлению смелости, но не очень содействуют терпеливости и упорству, у других, наобо­рот, способствуют проявлению именно упорства, но не смелости, и т. д. Рассмотрим различия между людьми по проявлению ряда волевых качеств.

В психологии как проявление воли чаще всего рассматривает­ся терпение. Однако оно обнаруживается во многих несходных ситуациях и потому получает различное наименование: терпели­вость, выдержка, стойкость, упорство и т. д. [36].

Понятие «терпеливость» отражает специфическое выражение волевых усилий, которые препятствуют желанию прекратить дея­тельность или пребывание в неблагоприятных физических усло­виях (при нехватке кислорода в крови, жаре, холоде и т. д.). Тер­пеливость проявляется с того момента, когда человек начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение, неудобство, дис­комфорт, начинает переживать это затруднение. Таким пережива­нием при физической или умственной работе становится чувство усталости. Как только оно появилось, человек, если ему необходи­мо продолжить работу, терпит, старается не снижать интенсивность деятельности, прилагая дополнительные волевые усилия.

Понятие «упорство» отражает стремление достичь «здесь и сейчас», т. е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям, неудачам, сопротивлению кого-либо. Оно связано с одноразовой реализацией силы воли для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели.

Понятие «настойчивость» отражает систематическое проявле­ние силы воли при стремлении человека достичь отдаленную по времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудно­сти. Многими авторами настойчивость связывается главным об­разом с преодолением трудностей при достижении отдаленной по времени цели.

165

Понятие «самообладание» является собирательной волевой ха­рактеристикой, которая включает выдержку (устойчивое проявле­ние возможности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подав­лять сильные влечения, желания), смелость (способность подав­лять защитные реакции при возникновении страха и качественно осуществлять свои намерения в объективно и субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа обстоятельствах) и решительность (волевое усилие, направленное на преодоление имеющихся сомне­ний, колебаний), т. е. волевые качества, связанные с подавлени­ем возникающих отрицательных эмоций, вызывающих не­желательные для человека побуждения. Самообладание связано также с самоконтролем и саморегуляцией человеком своего эмо­ционального поведения, самоограничением эмоционального ре­агирования.

Понятия «психологическая защита» и «совладание» являются способами реагирования человека на ситуации внутреннего на­пряжения и дискомфорта.

Совладание рассматривается как целенаправленные, гибкие и адекватные реальности адаптивные действия, а защитные процес­сы — как навязанные, ригидные и искажающие реальность. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используют понятие копинг-стратегии.

Реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя, либо на то и другое. Это­му соответствуют два вида совладающего поведения: копинг, ори­ентированный на проблему, и копинг, сфокусированный на эмо­циях. Выделяют и такие копинг-стратегии, как направленность на решение проблем, поиск социальной поддержки и избегание.

Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних [36]. Некоторые ав-

166

торы напрямую определяют копинг-стратегии как осознанные варианты бессознательных защит. Действительно, по мере разви­тия и формирования самосознания личность способна осознавать то, что ранее осуществляла автоматично, не отдавая себе в этом отчета. Это положение лежит в основе многих терапевтических подходов, которые ставят целью дать пациенту знания о том, что такое защита, учат фиксировать проявление защит, осознанно и гибко использовать наиболее зрелые и эффективные из них.

Другие авторы считают, что отношение между копинг-поведением и защитными автоматизмами более сложное. Стратегии со­владания рассматривают не только как осознанные варианты бессознательных защит, но и как родовое, более широкое поня­тие по отношению к ним, включающее в себя как бессознатель­ные, так и осознанные защитные техники. В рамках этого подхо­да автоматизмы психологической защиты выступают только как один из возможных способов реализации копинг-поведения [36]. В основе многообразных поведенческих, эмоциональных и ин­теллектуальных копинг-стратегии личности может лежать не один, а несколько различных защитных интрапсихических механизмов. Например, когда человек сознательно игнорирует неприятную си­туацию или даже подшучивает над ней, это частично может осно­вываться на отрицании, частично — на рационализации.

И.М. Никольская и P.M. Грановская отмечают, что копинг-стратегии являются сознательно сформулированными способами совладания, которые успешно осуществляются при соблюдении трех условий: достаточно полном осознавании возникших труд­ностей, знании способов эффективного совладания именно с си­туацией данного типа, умении своевременно применить их на практике.

Р. Лазарус выделил два глобальных типа реагирования при стрессе: проблемно-ориентированный (рациональный анализ про­блемы, с построением плана разрешения трудной ситуации) и субъектно-ориентированный (эмоциональное реагирование на

167

ситуацию, которое не сопровождается конкретными действиями, так как человек пытается не думать о проблеме, используя раз­личные способы: стремится отвлечься от отрицательных эмоций, принимая алкоголь или поглощая еду, вовлечь других в свои пе­реживания).

На формирование тех или иных защитных стратегий влияет темперамент [36]. Высокая эмоциональность холериков и мелан­холиков приводит к необходимости создания у них психологичес­ких защит уже в детском возрасте. У холериков эмоциональное напряжение снижается благодаря такой поведенческой форме, как «бессильная ярость», выливающаяся в разрушение игрушек или бытовых предметов. Ребенок с меланхолическим темпера­ментом в тех же обстоятельствах громко и безутешно рыдает.

Более спокойные сангвиники меньше нуждаются в раннем развитии системы психологических защит, которые проявляются у них в основном при возникновении морально или социально сложных ситуаций. Ребенок начинает придумывать выходы из затруднений, свято веря в их реальность, в то время как взрослые принимают его фантазии как преднамеренную ложь. Наиболее медленно формируется система психологической защиты у флег­матиков, по своей природе не склонных к конфликтам. В си­туациях переживания страха и тревоги они предпочитают избе­жать переживание угрозы (затыкают уши пальцами, закрывают глаза ладонями, прячут лицо в подоле матери).

И.М. Никольская и P.M. Грановская показали, что выбор копинг-стратегии зависит от свойств личности, которые были вы­явлены ими по опроснику Кэттела. В своем защитном поведении дети опираются на те свойства личности, которые для них харак­терны, при этом одни личностные качества базируются на врож­денных свойствах темперамента (реактивность, чувствительность, активность, экстраверсия — интроверсия, эмоциональная возбу­димость), а другие — социально обусловлены, сформированы в результате воспитания и обучения ребенка.

168

Понятие «защитные механизмы» было введено 3. Фрейдом для общего обозначения техники, которую Эго использует в конф­ликтах, ведущих к неврозам.

А. Фрейд внесла в базовую концепцию отца коррективы: ак­центировала роль механизмов защиты в разрешении внешних, т. е. социогенных конфликтов; эти механизмы рассматриваются ею как продукты развития и научения; выдвинула предположение о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характе­ризует уровень адаптированности личности.

Понятие «защитные механизмы» означает психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают ин­тенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустра­ция, тревога и стресс [36]. Выделено большое количество защит­ных механизмов (табл. 12).

Таблица 12