
- •Интересно, что через 10 лет после своих первых занятий с Войтасом я использовал этот прием при подготовке к Олимпийским играм в Мюнхене, когда нужно было повысить потолок скорости.
- •Что же необходимо для целенаправленного регулирования такой системы?
- •Конечно, применение таких тренировочных режимов на протяжении довольно долгого времени требовало от тренера точного знания возможностей своего ученика!
- •Но когда спортсмен идет на результат 10,0, то цена каждой из перечисленных "мелочей" неизмеримо возрастает и пренебрежение ею увеличивает возможность поражения!!!!!!!!
- •Вот что такое хорошая встряска перед забегом!
- •"Что бы с вами было, если бы вы не выиграли?" - "я бы проиграл!"
- •Просто для меня закончились те грудные и радостные 10 лет, в течение которых я спрессовывал свою жизнь в короткие 10 секунд.
Но когда спортсмен идет на результат 10,0, то цена каждой из перечисленных "мелочей" неизмеримо возрастает и пренебрежение ею увеличивает возможность поражения!!!!!!!!
Это было подлинным торжеством методики Валентина Васильевича Петровского. Он как тренер сделал все, что было в его силах, - подвел своего ученика к Олимпийским играм в самом лучшем состоянии. Теперь дело было за мной.
Величайшая сложность спринта заключается еще и в том, что в каждом функциональном состоянии техника исполнения этих элементов меняется.В определенные периоды тренировки я просто физически не мог выполнить правильно стартовый разгон: мое функциональное состояние не позволяло на протяжении 20 м направлять усилия под нужным углом. Естественно, вариации техники в зависимости от функционального состояния отчетливо просматриваются. В связи с этим, кроме собирания всех "мелочей" спринта в единый кулак, нужно было еще учитывать весь этот набор "мелочей" в каждом периоде тренировки: в начале сезона, в предсоревновательном периоде и при подготовке к главным соревнованиям. Иными словами, в обойме спринтера должны быть и рабочие, и боевые патроны.
На вопрос корреспондента журнала, как она психологически готовится к соревнованиям, спортсменка ответила, что психологическая подготовка к соревнованиям у каждого спортсмена очень индивидуальна и напоминает некий ритуал, о котором обычно никому не рассказывают. И далее Ченчик заметила, что это весьма интимная, "своя" область ощущений и ей даже кажется, что если она о ней кому-либо расскажет, то это перестанет быть "своим" и она этим ритуалом больше пользоваться не сможет. Сказано, в общем-то, правильно.
У меня эта подготовка начиналась в тот момент, когда я, глядя в открытую спортивную сумку, вслух произносил своеобразный речитатив: шиповки, носки, трусы, майка, брюки, куртка, номер, пропуск. Так заканчивалось выполнение первого пункта программы - ничего не забыть на случай жары, холода, дождя, изменения программы соревнований.
У выхода встречаемся с тренером, обмениваемся ничего не значащими фразами и потом молчим всю дорогу до стадиона. Все давно обговорено и решено. Ему труднее, чем мне: я могу действовать, ему остается только ждать...
Если холодно, - начинаю за час десять, если тепло, -за час. Если за полтора часа до этого "отработал" полуфинал, то начинаю минут за сорок. Но до этого пока далеко. Сегодня только начинаются предварительные олимпийские забеги.
Начало разминки - бег трусцой в большинстве случаев снимает возбуждение. Я приступил к конкретным действиям и весь сконцентрирован на их выполнении.
Бегаю недолго - до появления пота и ощущения приятного тепла в мышцах ног. Пробегаю в разном темпе 800-1000 м с оптимальной затратой сил. Теперь проработаем все группы мышц, начиная с шеи и заканчивая стопой. Все это проделываю в мягком режиме, чередуя упражнения, имитирующие отдельные элементы старта и бега по дистанции, с упражнениями на растягивание и статическое напряжение. И после двух-трех упражнений выполняю пробежки на 10-20 м.
Разминаюсь и чувствую, как внутри меня постепенно закручивается тугая пружина, готовая к мгновенному действию. И постепенно уходят сомнения, уступая место уверенности, ощущению собственной силы. Это состояние можно кратко выразить одним словом: "Могу!" Но разминка еще не окончена. Работа "на больших оборотах" всегда чревата травмами, поэтому я особое внимание уделяю разработке, растяжке мышц поясницы, тазобедренного сустава, задней поверхности бедра и голени. Когда весь мышечный аппарат готов к беговой работе, делаю 3-4 пробежки в низкой посадке с постепенным увеличением скорости. Потом устанавливаю стартовые колодки и несколько раз выбегаю со старта, стараясь как можно плавнее выходить из наклона в нормальный бег. На этом первая часть разминки заканчивается. До старта остается минут двадцать пять. Делаю небольшой массаж с разогревающей мазью, сохраняю тепло и подхожу к месту регистрации участников.
Так или примерно так выглядит внешняя сторона ритуала подготовки к старту, то есть программа подготовки мышечного аппарата. Но человек - это не только мышцы. Это еще и нервы, эмоции, психика. Их тоже нужно подготовить к работе большой мощности, к борьбе с соперниками, к общению с ними.
Мой девиз - меньше эмоций! Они - зеркало твоего состояния, в которое хочет заглянуть каждый конкурент.
Кто больше волнуется, тот чаще ошибается. Таковы законы игры...
Психологическое состояние может меняться в зависимости от того, какие картины или образы человек воспроизводит в своем сознании. Картина смерти близких людей порождает печаль, картина купания в прохладной морской воде в жаркую погоду - чувство блаженства. Представьте себе картину у костра в ночной тишине: вас охватывает чувство спокойствия. Оговорюсь, что это естественное проявление психики в обычной обстановке. А как быть в соревновательной ситуации? я уже выработал в себе способность отключаться от внешнего мира и усилием воли вызывать у себя желаемый образ. Отчетливо помню, что даже во время разминки в Мюнхене я, стараясь подольше сохранить нервную энергию, вызывал в сознании картины лесного берега реки, рыбалки. Это позволяло оставаться спокойным вплоть до непосредственной подготовки к старту, которая начиналась в комнате
Здесь очень важно пробалансировать буквально на лезвии бритвы: с одной стороны, не "пробежать" дистанцию до выхода на старт, а с другой - не задавить себя, не снизить уровень возбуждения до такой степени, что оно перейдет в торможение
Нас выводят на стадион. Сначала шум оглушает, глаза разбегаются от внезапной пестроты. Но постепенно верх берет привычный автоматизм действий: установка стартовых колодок, проба старта, легкая пробежка... Я перестаю слышать шум и крики стадиона, из поля зрения пропадают трибуны, судьи, соперники, словно шорами закрываются соседние дорожки, и для меня существует только одна - моя. И в конце ее не видимая отсюда линия финиша. Там я должен быть первым. В этот момент звучит команда: "На старт!"
Я обычно начинаю здесь переодеваться в боевую форму. Делаю это подчеркнуто спокойно, размеренно, не суетливо.
Но вот до старта остается 5 минут. Теперь нужно поднять уровень возбуждения, взвинтить нервы, поднять частоту пульса - словом, приблизить состояние к тому, какое будет во время бега. При этом нужно сохранить контроль за своими действиями. Не по деталям техники - это происходит автоматически, - а по степени общей мобилизации организма. Сделать это можно, вызывая состояние злости, риска. Я решаюсь на бег "вразнос", злюсь на соперников, подстегивая себя мыслью, что я один, а против меня семеро!!!!!
Помог мне Петровский. Он посоветовал вызывать в сознании картину бега еще в тот момент, когда я. только находился на старте. По какой-то странной ассоциации это помогало мне очень точно реагировать на выстрел стартера...
Выстрел! Срабатывает автомат, заряженный на преодолении инерции покоя. Сначала разгоняюсь за счет мощности проталкивания в каждом шаге, потом постепенно перевожу взгляд по дорожке в район финишных клеток, а потом чуть выше финишной ленточки (которую я, естественно, не вижу, но знаю, где она должна быть), С помощью такого изменения направления взгляда я поднимаю себя до нормального бегового положения. Поднимаю себя глазами!
Сейчас конец стартовому разгону. Еще немного удержать частоту движений. готовлюсь к финишу. До него еще метров двадцать. Чуть активнее поработал стопами и участил движения рук. Но что это? Меня опрокидывает назад, ощущение такое, будто таз и ноги выходят вперед. Ничего, сейчас подправлю. Подбородок на себя, наклонил голову. И теперь легкий нырок вперед. Все в порядке. Скорость почти максимальная