Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.А.Фет.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
68.41 Кб
Скачать

Это интересно!

В 1862 году Фет снова выступил в печати, но теперь уже как помещик. Он написал «Записки о вольнонаемном труде» и очерки «Из деревни», в которых обвинял власти, т.к., по его мнению, они не защищают интересы помещика и его собственность от крестьян и наемных рабочих.

В 1873 году Фет подал прошение «на высочайшее имя» о признании его потомственным дворянином Шеншиным. Прошение было удовлетворено.

Вместе с тем Фет продолжал писать стихи и, более того, в последние годы жизни писал их как никогда много. Однако поэзия Фета была оценена по достоинству только к концу XIX века. В конце века о Фете как о своем предшественнике заговорят поэты-символисты.

Контекст (взаимосвязи русской и зарубежной литературы)

С конца 1870-х годов Фет много занимается переводами. Он переводит Гёте («Мир как воля и представление», «Фауста» и др.). В сфере интересов Фета-переводчика – любимые им с юности римские поэты: Гораций, Катулл, Тибулл, Овидий, Проперций, Вергилий, Плавт и другие.

Это интересно!

Н.Н.Страхов

В конце 1870-х годов А.А.Фет сблизился с Н.Н.Страховым, который стал главным литературным советчиком и редактором Фета, заменив И.С.Тургенева.

Взгляды Фета

Возможно, именно пережитое определило взгляды Фета. Уже студентом-первокурсником Фет был убежденным атеистом. Это была необычная позиция для юноши его круга - молодежь тогда была увлечена идеалистической философией, в религиозных истинах можно было сомневаться, но не отрицать их так спокойно и твердо, как это делал Фет.

Это интересно!

Еще в школьные годы (после Лифляндии он полгода проучился в Москве, в пансионе профессора Погодина), Фет близко сошелся с учителем Иринархом Введенским. Впоследствии Погодин назвал Введенского «одним из родоначальников» русских нигилистов. В дальнейшем Введенский был связан с петрашевцами, сам он и его кружок оказали несомненное влияние на молодого Чернышевского.

Через тридцать лет после смерти Введенского в его бумагах был найден «контракт», который заключили между собой Введенский и некий «г. Рейхенбах (имя вымышленное) в декабре 1838 года. В бумаге говорится о том, что Рейнбах теперь отвергает бытие бога и «бессмертие души человеческой» и так будет считать всегда. Между тем, Введенский утверждает, что через двадцать лет Рейнбах изменит атеистическим убеждениям.

Один из исследователей творчества Фета Г. П. Блок показал, что под «вымышленным именем» Рейхенбаха скрывался А. А. Фет.

Атеистом Фет остался до конца жизни. Когда, незадолго до его смерти, врач посоветовал жене Фета вызвать священника, чтобы причастить больного, она «ответила, что Афанасий Афанасьевич не признает никаких обрядов и что грех этот (остаться без причастия) она берет на себя».

Общественные взгляды Фета были весьма реакционными. Например, он не скрывал своего раздражения по поводу крестьянской реформы 1861 года.

Это сказывалось и на его человеческих связях. Так, уже немолодой Фет очень дорожил дружбой с великим князем Константином Константиновичем Романовым, писавшим стихи под инициалами «К.Р». К.Р. чувствовал себя начинающим поэтом, и держался с Фетом как ученик с учителем. Фет же вел себя рядом с великим князем как верноподданный – например, он неумеренно расхваливал его стихи, обращается к нему со словами «осчастливили», «милостиво» и т.п.

Представления Фета о прекрасном, об искусстве никак не связывались с общепринятыми представлениями о нравственности.

Поэтика (художественное своеобразие) стихотворений Фета Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна!

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски.

Восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Импрессионизм в живописи

Рассмотрите репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»). Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии.

Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек – «Шепот, робкое дыханье»

* * *

Шепот, робкое дыханье,         Трели соловья, Серебро и колыханье         Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,         Тени без конца, Ряд волшебных изменений         Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,         Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,         И заря, заря!..

Опять хаотичный набор зрительных и слуховых впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

Именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны. Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов.

Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Что прозвучало, что прозвенело, что прокатилось, что засветилось? Мы этого не знаем, да нам и неважно, главное, что создалось ощущение движения, звона.

Поэтому, стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы, наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы.

Фетом активно используется звукопись. Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Итак, особенности лирики Фета:

Использование приемов импрессионизма

Метафоричность

Ассоциативность

Музыкальность, мелодичность.

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях и Шеншин – служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии.