
- •Студенческая конкурсная работа
- •1.2 Положение восточнославянских племен в IX - X веках.
- •1.3 Первые попытки установления
- •Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием, с этого времени и начинает оказывать свое влияние на христианскую Русь.
- •1.4 Обрядность и устройство церкви в Киевской Руси во второй половине х в.
- •2. Крещение Руси Владимиром
- •2.1 Князь Владимир
- •2.2 Принятие Владимиром христианства.
- •3. Последствия принятия христианства
- •3.1 Установление церковной организации
- •3.2 Развитие литературы
- •3.3 Искусство
2.2 Принятие Владимиром христианства.
Очень важное значение имели культурные элементы, введенные Владимиром во внутренние отношения государства. Созданное внешней силой и не имевшее внутренней связи, кроме экономических интересов созидавшего и поддерживающего его военно-торгового класса, это государственное здание получает при Владимире новые устои, культурного и морального характера, в виде говой, заимствованной из Византии, религии и связанных с нею просвещения, книжности и культуры.
Владимир утвердился в Киеве в 980 году, а уже через 9 лет принял христианство. Объяснить такой быстрый переход от язычества к христианству легче всего тем, что Владимир нашел в Киеве среду, прочно связанную с христианством.
Летопись сохранила повествование о колебаниях Владимира, какую религию он должен избрать: мусульманство, иудейство или христианство, но это только воспроизведение религиозных споров в Киевской Руси Х-ХI веков. Правда существует известие Марвази о крещении Руси и посольстве Владимира к хорезмшаху с просьбой наставить русских «в законах ислама», но этот факт отражает главным образом отношения Руси с Хорезмом в Средней Азии. Сам факт обращения за миссионерами мусульманства в Хорезм невероятен, так как никаких сведений о мусульманской пропаганде в Киевской Руси мы не имеем. Христианство по греческому обряду давно уже утвердилось на Руси, и выбор веры не зависел от единоличной воли князя.
Исходной точкой этого чрезвычайно важного в культурной эволюции не только украинских племен, но и всей Восточной Европы явления были прежде всего политические планы Владимира: стремление поднять престиж своей власти. Это было общее стремление основателей новых государств средневековой варварской Европы, искавших средств укрепить свою власть, зная, как незначителен их авторитет в глазах вассалов и соратников подданых. Между киевскими князьями Владимир не был первым на этом пути; в своих поучениях сыну император Константин Порфирородный дает ему наставление относительно того, как следует отказываться. Когда владетель хазар, венгров, Руси или какой-нибудь иной варварский народ обратится к нему с просьбой прислать ему корону или другие императорские регалии или же породниться с ним. С такими просьбами разные варварские владетели действительно часто обращались к императорам Рима, как западного, так и восточного – Константинополя. Обращались к ним, судя по словам Константина, и предшественники Владимира на киевском престоле. С таким предложением обратился к византийскому императору и Владимир, с тем различием, что его планы привели к чрезвычайно важным последствиям, значение которых он, очевидно, сумел оценить по достоинству.
Повод к тому дал сам император. Византия переживала трудные времена вследствие очень опасного восстания, поднятого племянником покойного императора Никифора, Вардою-Фокою, и император Василий обратился за помощью к Владимиру, что не раз делали его преемники, до Никифора Фоки включительно.
Обстоятельство взаимной помощи Руси и Византии даже было включено в трактат 944 года.
Владимир не отказал в помощи, но поставил свои условия: император Василий и его брат-соправитель выдадут за него свою сестру и пришлют ему императорские регалии.
Весьма вероятно, что отсюда ведет начало очень популярная легенда о присылке императорских регалий Владимиру, но эта позднейшая легенда приурочивает это к правнуку Владимира Великого – Владимиру Мономаху. На своих монетах Владимир Великий действительно изображен в императорских регалиях.
Император потребовал, чтобы Владимир в таком случае крестился. Владимир согласился и действительно принял крещение.
Условие было заключено в начале 988 года: русский шеститысячный вспомагательный отряд был послан и сыграл важную роль в подавлении восстания; но императоры не спешили исполнить свое обещание. Несмотря на свое могущество, русский князь в византийских придворных кругах ценился невысоко: из собрания формул императорской канцелярии знаем, что грамоты к киевским князьям писались с меньшим этикетом, чем к хазарскому кагану, не говоря уже о болгарском царе. Выдать «порфиродную дочь порфиродного византийского императора» за этого северного варвара было весьма тягостным унижением, и византийский двор, очевидно, уклонялся от него. Тогда, чтобы принудить его к исполнению обещаний, Владимир обратился к ахиллесовой пяте русско-византийских отношений – крымским владениям Византии, которые она так боязливо охраняла трактатами (944 и 971) от притязаний киевских князей. Владимир отправился походом в Крым и взял столицу византийских владений – Херсонес.
Рассказ о дальнейших событиях, приведших к крещению Киевской Руси в 989 году, крайне запутан в летописи так называемой «корсунской легендой». Она оказалась настолько живучей, что и в настоящее время рассказ о крещении Руси неизменно связывается с походом Владимира на Корсунь. Между тем этот поход был лишь звеном в завоевательной политике Владимира в первые годы его княжения. В 981 году Владимир взял польские города Перемышль и Червень. В том же году произошло покорение вятичей, а вслед за тем ятвягов и радимичей. В 985 году Владимир ходил походом на Камскую Болгарию. В 988 году начался поход на Корсунь, где Владимир будто-бы крестился. Однако и летописец говорит о существовании других рассказов о крещении Владимира, по другим версиям Владимир крестился в Киеве или Василиве. И эти версии не менее вероятны, чем корсунская легенда. В частности рассказ о крещении Владимира в Василеве имеет некоторое подтверждение в самом названии города – как город Василия, от христианского имени самого Владимира или Василия.
Поход на Херсонес дал нужный результат, тем более, что империя была снова в затруднительном положении. Император Василий поспешил отправить сестру Анну в Херсонес. Там обвенчали ее с Владимиром, еще раньше принявшими крещение, и Владимир возвратил Византии Херсонес – в качестве выкупа за жену.
Обстоятельства похода Владимира на Херсонес достаточно известны, как и подробности обращения киевлян в христианство. Обряд крещения киевлян был совершен сразу над многотысячной толпой, сошедшейся по приказу князя к Днепру. Люди стояли в воде, а священники читали молитвы. При такой массовости совершения обряда не могло быть и речи о каком-либо глубоком наставлении в новой вере, и летописец сохранил воспоминание о том, что язычники («невернии люди») оплакивали уничтожение идола Перуна, ввергнутого в Днепр.
Распростанение христианства в других русских землях изображается почти в виде триумфального шествия. В действительности же христианство долгое время оставалось религией общественных верхов и встречало ожесточенное сопротивление. Языческие «требища», святилища, были разорены в Новороде посадником Добрыней, но сила языческих воззрений была еще так велика, что даже в 1071 году языческие жрецы, «волхвы», перетянули на свою сторону почти всех горожан, а епископ и князь оказались без их поддержки.
С еще большими затруднениями проповедники христианства встретились в Ростово-Суздальской земле. Позднейшие сказания о первых епископах этой части Киевской Руси, Исайи и Леонтии, дают картину жестокого сопротивления язычества христианству, жертвой которого пал Леонтий. Житие Авраамия, архимандрита Богоявленского монастыря в Ростове, рассказывает о почитании идола Велеса в «Чудском конце» в Ростове. Сила язычества особенно проявилась в Ростово-Суздальской земле во время восстания «волхвов» в 1071 году. Еще раньше такое же восстание языческих жрецов произошло там же в 1024 году.
Еще позже христианство утвердилось в Муромской земле. Старое предание рассказывало о страшной битве под городом. Язычники сражались с князем Константином Святославичем. Время княжения этого князя относится к концу XI или началу XII века. Совсем поздно приняли христианство вятичи. И здесь обращение язычников в христианство было запечатлено мученичеством (монаха Кукши).
Но даже став христианами, жители Киевской Руси не забывали старых богов и продолжали поклоняться им, а вера в духов, домовых, леших, водяных сохранялась еще долго.
Археологические раскопки в стране вятичей показали, что в XII – XIII веках у них сохранялись языческие погребения. Языческие обряды сохранялись в Киевской Руси еще многие годы, и современный украинец, празднующий масленницу, следует древнему славянскому обряду проводов зимы.
Религиозные воззрения украинского, русского и белорусского народов, происшедших от одного корня древнерусской народности, долгие годы отличались двоеверием: сочетанием христианских верований и обрядов с языческими. Почитание рода и рожаницы, тайные моления в овинах, жертвы для богов, моления и гадания у языческих волхвов становятся темой церковных обличений. Двоеверие особенно упорно держится среди крестьян, в кругах же феодалов устанавливаются христианские моровоззрение и обряды, впрочем, чаще всего, соблюдаемые только формально.