Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
THE_MAN_IN_DIFFICULT_LIFE_SITUATION.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Суицид: культурно-исторический аспект и.Ю. Косач, г. Москва

В одной из повестей Роберта Льюиса Стивенсона описывается «Клуб самоубийц». Это не фантазия писателя. В начале ХХ века в ряде стран Европы действительно существовали такие клубы. Одна из причин создания таких клубов – стремление помочь (прежде всего, психологически) человеку, который хотел бы уйти из жизни, но ощущает недостаток воли для исполнения своего намерения. Обстановка, ритуал и тому подобные факторы придавали потенциальным самоубийцам решимости. Разумеется, подобные клубы создавали люди отнюдь не из низших слоев общества. И способы самоубийства изыскивали весьма экзотические, вплоть до подражания Клеопатре, покончившей жизнь с помощью ядовитой змеи.

Во все времена во всех странах мира совершались самоубийства. Можно даже сказать, что суицид – неотъемлемая часть жизни, как ни парадоксально это звучит. «В моей смерти прошу никого не винить». Человек ставит точку и выходит в окно на десятом этаже. Не проходит недели, чтобы газеты не сообщили об очередном суициде. А сколько людей ставит последнюю точку в собственной судьбе тихо и неприметно ни для кого, кроме их несчастных родственников!

Осень и зима 98-го накрыли Москву волной самоубийств. И стало особенно понятно, насколько социально это явление, как чутко реагирует оно на экономические катаклизмы, как страшны для обычного человека «невинные игры» властей. Для кого-то просто «естественный рост инфляции», просто «сокращение кадров», а для кого-то – конец.

Про актуальность данной темы говорит уже то, что сегодня Россия по количеству суицидов занимает одно из первых мест в мире, при этом максимальное количество самоубийств приходится на возраст от 15 до 22 лет. Не стоит забывать так же и тот факт, что в настоящее время в нашей стране происходит сильный демографический спад. Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что проблема суицида одна из самых острых социальных проблем нашей страны на данный момент.

Людям трудно приспособиться к фортелям жизни. Никто не застрахован от смерти близких, разрыва отношений с любимыми, одиночества, экономических катаклизмов. Еще в конце прошлого века ученые пришли к выводу, что суициды имеют социальные причины – кризисы и потрясения, когда человек не успевает адаптироваться к ним. Практика это подтвердила, в том числе и в России. В 1991-1994 годах, когда жизнь у нас была особенно нестабильна, отмечался резкий подъём суицидальной активности. Правда, затем обстановка несколько смягчилась. Но грянул последний мощный кризис – и в октябре, ноябре, декабре смертная кривая опять пошла вверх. А ученые зафиксировали, что особенно увеличивает число добровольных смертей потеря надежды после некоторого подъёма жизненного уровня.

Слово «суицид» обычно произносится шепотом, оно не подходит ни для каких компаний. Люди часто претворяются, что не слышат этого страшного слова, даже когда оно произнесено совсем близко. Дело в том, что суицид является предметом табу, которое накладывается не только на жертву, но и на оставшихся в живых. До настоящего времени человек считал суицид личным делом каждого. Многие утверждали, что если кто-то решил покончить с собой, то надо дать ему это сделать. Сегодня, осознавая растущую сложность человеческой жизни, мы должны признать, что суицид является чем-то большим, чем частное, личное решение: это болезнь цивилизации.

Почти все люди в какой-то период своей жизни думают о самоубийстве. Для кого-то эта мысль остается просто мелькнувшей в мозгу глупой идеей, а для кого-то – единственным возможным выходом из сложившейся ситуации. Однако, доподлинно известно, что даже окончательно решившимся можно помочь. Человек идет на самоубийство из-за невыносимой психической боли, которую нечем компенсировать. Если устранить эту боль или найти то, что для суицидента окажется важнее и/или сильнее этой боли, то есть очень большой шанс оставить человека в живых.

Необходимо хорошо помнить и о таком факте, как сужение сознания во время активации мысли о самоубийстве. Часто достаточно либо воззвать к хорошим и благим воспоминаниям человека, либо воскресить в нем чувство долга перед семьей, работой, домашними животными, Богом и т.д. Главное в помощи: не стараться изменить, переделать структуру личности человека, а просто удержать его в живых.

Суицид – это не просто отражение взгляда человека на себя, но и на его отношение к обществу. Поэтому сейчас при упоминании темы суицида нередко говорят о его социальном контексте. Есть множество социальных факторов, которые необходимо знать и учитывать при оценке суицидального риска человека.

Необходимо помнить, что в человеке решившем умереть меняется очень и очень многое. Меняется настроение, человек становится угрюмым, задумчивым, погруженным в себя, сторониться контактов с другими людьми. Появляются высказывания о намерении совершить самоубийство. Утверждение, что человек, который говорит о намерении совершить самоубийство, никогда этого не сделает – миф. Наоборот, суицидент пытается сообщить миру о своем намерении, конечно неосознанно, он пытается воззвать к помощи, пытается «попросить его остановить». Противоречия здесь нет, так как эта «просьба» является не осознанной. Меняется и поведенческая сторона в человеке. Он начинает активно готовиться к самоубийству. Это может быть покупка оружия, составление завещания, намеренное или неосознанное пренебрежение к элементарным правилам безопасности, отсутствие заботы о своем здоровье и т.д.

Самоубийство – это насущная проблема современного общества. На нее нельзя закрывать глаза, о ней нельзя больше молчать, её давно надо активно решать!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]