Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
THE_MAN_IN_DIFFICULT_LIFE_SITUATION.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь н.Г. Осухова, г. Москва

Наш доклад посвящен одной из наиболее сложных для специалистов «помогающих профессий» проблем ‑ оказанию социально-психологической помощи людям зрелого возраста в трудной жизненной ситуации.

Особенность нашего подхода состоит в том, что мы исследуем стратегию и тактику психологической помощи в трудной жизненной ситуации с точки зрения субъективного аспекта ситуации. Таковым, на наш взгляд, является субъективный образ мира человека – «ядерное образование самосознания», где наиболее полно представлен «мир в человеке и человек в мире» (Д.А. Леонтьев).

Наше понимание субъективного образа мира близко к понятию «миф» в том культурологическом смысле, который приобрел этот термин сегодня (Э.Кассирер, С.Криппнер, А.Лобок и др.). Это индивидуальный миф человека о себе, других людях, жизненном мире во времени его жизни, целостное психическое образование, которое существует на когнитивном и образно-эмоциональном уровне. Его центральный компонент – «образ Я» - система представлений и отношений человека к себе (и всему, что человек считает своим) во времени жизни. В качестве других компонентов выступают образ другого человека (близкого и дальнего), образ мира в целом и психологическое время личности. Образ мира как личностный миф выступает как основа определения уровня сложности ситуации и, соответственно, выбора поведения в ней.

Возможно выделить пять уровней сложности проживаемой человеком ситуации, - от благополучных ситуаций обыденной жизни (Н. Лукас) до «ситуаций выживания», которые традиционно характеризуют как «экстремальные», «чрезвычайные». Человек определяет жизненную ситуацию как угрожающую самой возможности жить и удовлетворять свои основные потребности (в безопасности, привязанности, реализации жизненных планов, самоуважении).

По нашему предположению, определение уровня сложности проживаемой ситуации зависит не столько от ее объективных характеристик, сколько от особенностей субъективного образа мира человека. Если человек определяет жизненную ситуацию как ставящую его «между жизнью и смертью» (объективно это могут быть и экстремальные ситуации, и ситуации выживания, и даже «неприятности обыденной жизни»), то в его образе мира происходят разрушительные изменения (вплоть до слома). При этом обнажается и всплывает на поверхность образ мира, зафиксированный в нижележащих слоях сознания (своего рода субъективный образ мира «испуганного ребенка») и «включаются» чувства и способы адаптации, характерные для более ранних периодов жизни.

Анализ эмпирического материала, полученного при помощи методик: «глубинное интервью», тест тревожности (Спилбергер), методика М.Куна и Т.Макпартлэнда, тест СЖО (Д.Леонтьев), САТ (Э. Шостром, модификация Л. Гозмана и др.), проективные и психобиографические методики, - позволил выявить особенности субъективного образа мира человека, переживающего ситуацию «между жизнью и смертью»:

  • Образ внешнего мира. Мир воспринимается как опасный, угрожающий, враждебный («вторгающийся в жизнь» или «отвергающий»). Преобладают чувства утраты и катастрофические ожидания. Основными становятся темы беспомощности, безнадежности, покинутости и отверженности. Сознание резко сужается и концентрируется лишь на негативных аспектах события, что не позволяет человеку воспринять те характеристики события и жизненные связи, которые могли бы помочь изменить ситуацию к лучшему.

  • Образ Я обретает негативную значимость: Я – «маленький», «бессильный», «брошенный», «уязвимый», «беззащитный», «лишний»; я не способен преодолеть трудности и изменить жизненную ситуацию к лучшему.

  • «Образ другого». Отчетливое разделение «других людей» на «близких» и «далеких», «своих и чужих», аналогичное древней оппозиции «мы – они».

  • Психологическое время: разрыв во временной структуре личности проявляется или в ностальгии по прошлому в сочетании со страхом будущего, или в «отлете в будущее»; возрастная регрессия.

Все это свидетельствуют о нарушении функционирования базового механизма бытия и развития личности «идентификации – обособления» (В.С.Мухина): идентификация подавлена; «включается» крайняя негативная форма обособления, ‑ отчуждение (от себя, других, мира жизни в целом), и вся активность приобретает защитный характер.

Эти изменения в образе мира человека определяют задачи и психологическое содержание помощи в столь сложных ситуациях. Необходима длительная реабилитационная работа по возрождения действия механизма идентификации-обособления и реконструкции субъективного образа мира человека (прежде всего, - образа Я). Результатом такой перестройки является новый образ мира и себя в нем.

Для этого необходима особая модель психологической помощи – психологическое сопровождения (Мухина, Осухова, Слюсарев). Мы определяем психологическое сопровождение как специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства», - безопасных условий, в которых становится возможным выход человека из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), восстановление связи с самим собой, миром людей и обществом, реконструкция субъективного образа мира и освоение новых моделей поведения. Процесс сопровождения осуществляется на всех этапах перехода от старого, искаженного (или распавшегося) образа мира к новому. Специалист выполняет здесь функцию посредника между человеком и миром.

Нами разработана динамическая модель психологического сопровождения. Обозначим основные этапы этого процесса:

1. Создание безопасного пространства, обеспечивающего.

а) чувство безопасности в физическом пространствен бытия;

б) доверие к специалисту по сопровождению (психологическая безопасность).

2. Работа по возрождению чувств и отреагированию травматического опыта, пробуждающая у человека желание жить и веру в возможность позитивного будущего.

3. Работа с разрушительными чувствами (в частности, агрессивными). Результатом становится «расчистка» внутреннего пространства.

4. Принятие и укрепление своего «Я»:

а) принятие ценности себя и своей жизни (позиция «Я - ценность, доверенная самому себе»);

б) осознание себя не частью семьи или группы, а необходимой частью жизни.

5. Расширение внешнего пространства. Изменение отношений к окружающим людям (позиция «Я - один из людей») и способов взаимодействия с ними.

6. Освоение новых жизненных ролей и моделей поведения. Обретение уверенности в своих силах.

7. Готовность к переменам за пределами переходного пространства, в реальной жизни.

Мы понимаем, что это лишь общая модель динамики психологического сопровождения человека, пережившего чрезвычайную ситуацию. Она задает определенную рамку для частных исследований и создания конкретных программ психологической помощи. На ее основе нами были разработаны программы психологического сопровождения, которые подтвердили свою эффективность при апробации. Таковы программы психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас и отставку (Осухова, Скороходова, Шадура), социально-психологического сопровождения женщин, пострадавших от семейного насилия (Осухова, Малолетняя), а также реабилитации подростков, эвакуированных из зоны боевых действий в Чеченской республике (Осухова, Шадура).

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]