Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
THE_MAN_IN_DIFFICULT_LIFE_SITUATION.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Психологическая адаптация человека при посттравматическом стрессовом расстройстве е.М. Фильковская, г. Москва

Анализ литературных данных свидетельствует, что в психологии человека кроме клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства, наблюдаются и другие нарушения в психологии человека, которые можно рассматривать как различные способы адаптации. Известно, что в период после психической травмы человек пытается различными способами восстановить контроль над окружающим миром. Эти способы можно условно разделить по тому, куда направлен вектор адаптивной деятельности в том числе и агрессии (ГребневЕ.А.). Направленность агрессии может быть следующей:

1) агрессия направлена вовне: месть, чрезмерная защита себя или опека своих близких, усиленный контроль окружающего мира.

2) агрессия направлена внутрь себя: вина выжившего, самообвинения, усвоенная беспомощность.

3) комбинированные варианты: самообвинения по поводу несостоявшейся мести и т. д.

К нетрадиционным формам психологических защит у людей, переживших острую психическую травму, можно отнести следующие:

а) месть – желание наказать человека или людей, явившихся причиной трагедии, лично или опосредованно, через правоохранительные органы. Довольно часто ветераны объясняют свое желание вернуться в условия боевых действий именно чувством мести;

б) чрезмерная защита себя – это различные способы восстановления чувства безопасности: пассивное сужение собственной активности, различные проявления социальной фобии; укрепление дома железными дверьми; вооружение (может сочетаться с идеей мести); занятия воинскими искусствами. Например, человек, переживший разбойное нападение в собственном доме, заводит волкодава или огнестрельное оружие.

в) опека близких сочетается с навязчивой тревогой за них, и, соответственно, с различными действиями контролирующего и запрещающего характера, - вплоть до формирования созависимости и создания у близких невротического состояния. Последствия подобного способа тоже зависят от степени выраженности. Например, мать троих детей, потерявшая одного в результате дорожно-транспортного происшествия, остальных не отпускала от себя буквально ни на шаг.

Для человека, пережившего нечто ужасное, мысль о том, что миром правит его величество случай, может стать серьезной проблемой. Некоторые люди, пережившие психическую травму, начинают «судорожно» придерживаться убеждений, дающих чувство присутствия во всем смысла и помогающих удержать иллюзию контролирования действительности» (М. Япко).

Стремление к экстернальному контролю нельзя считать патологическим, поскольку проблемы возникают в тех случаях, когда желаемая степень контроля становится неэффективной или деструктивной. Возможны два проблемных варианта – чрезмерная потребность в контроле над миром и, наоборот, ослабление контроля, т.н. усвоенная беспомощность.

Потребность в усиленном контроле может приводить к двойному стрессу: человеку, перенесшему психическую травму, жизненно важно контролировать все вокруг происходящее, но он в действительности этого сделать не может и в результате не справляется и с тем, что на самом деле происходит. При отсутствии выбора человек приходит к выводу, что он недостаточно усердно это делал и необходимо еще больше усилить контроль. Такая двойная связь постепенно загоняет человека в запредельный стресс, что может являться причиной множества проблем, в том числе социальной дезадаптации и развития психосоматических заболеваний. Недоверчивость к окружающему миру, стремление все сделать самому, трудоголизм – все это проявления потребности в усиленном контроле.

Результаты исследования показали, что усвоенная беспомощность – это убеждение, что любые усилия по контролю окружающего мира бесполезны. Такой человек, оказываясь в ситуации, где можно предпринять какие-либо действия для избежания негативных последствий, опускает руки и не делает ничего. Вторая характерная черта усвоенной беспомощности - это состояние социальной пассивности и невовлеченности (не имеют личных обязательств, равнодушие к карьере и семье). Третья характерная черта – затруднение в планировании собственных дел не только на неделю вперед, но и даже на один день. Четвертая черта усвоенной беспомощности – это социальная изоляция. Общий результат беспомощности – это депрессия, которая длится годами.

Еще один выделяемый в этом периоде симптомокомплекс – так называемая «вина выжившего», который с течением времени может усугубляться и приводить к суицидальным поступкам.

Другой используемый психологический способ восстановления контроля – это самообвинение. Человек с посттравматическим стрессовым расстройством обвиняет самого себя в том, что если бы он поступил по другому, то травматического эпизода не произошло бы, или последствия были бы более приемлемыми. И длительное время визуализирует различные варианты возможного течения произошедшего события с разнообразными «если бы».

Любое психотравматическое событие сопровождается какой-либо потерей и сопровождается реакцией горя. Процесс преодоления горя проходит определенные стадии, которые универсальны для всех людей:

- отрицание (когда человек отказывается верить в то, что произошло);

- гнев (на преступника, правительство, на Бога);

- апатия (отсутствие желания что-либо делать, с кем -то общаться);

- принятие (да, это произошло, да со мной, но надо вновь учиться жить).

Эти стадии проходят все люди, оплакивают ли умершего или потеряв работу. Проблема возникает тогда, когда человек «застревает» на какой-либо стадии.

С течением «посттравматического» времени на первый план выступают «вторичные» факторы травматизации. Само травматическое событие рано или поздно начинает играть в сознании человека все меньшую роль в качестве причины его посттравматических проблем. В гораздо большей степени эмоциональный статус при этом определяют разнообразные негативные последствия проявления в поведении такой симптоматики, как избегание и психофизиологическая гиперреактивность. Убеждения, выстроенные на основе психотравмы, формируют весь будущий сценарий жизни, а сохраняющееся психотравмирующее воспоминание, по принципу обратной связи, постоянно подтверждает их правильность.

Выше изложенное подтверждает необходимость обеспечения реальной психопрофилактики и коррекции посттравматического стрессового расстройства у людей, пострадавших в кризисных ситуациях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]