Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
THE_MAN_IN_DIFFICULT_LIFE_SITUATION.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.42 Mб
Скачать

Раздел III. Стратегии и технологии совладания

С трудными жизненными ситуациями

Структурно-динамическиие особенности системы психологической защиты личности в трудных жизненных условиях

А.М. Богомолов, г. Кемерово

Анализ теоретических работ и результатов эмпирических исследований защитных механизмов позволяет сделать вывод, что общая теория психологической защиты личности в отечественной науке находится в стадии формирования.

Психологическую защиту принято рассматривать как систему взаимосвязанных специфических способов и средств интрапсихической адаптации, протекающих на бессознательном уровне регуляции, объединенных общей адаптационной целью и связанных с индивидно-личностными характеристиками субъекта.

Функциональное назначение разворачивания защитных механизмов определяется в зависимости от теоретических позиций исследователя и типа реализуемой психологической практики. Большинство авторов (Р.М. Грановская, Т.В. Тулупьева, З.А. Парфенова, Е.С. Романова и др.), в той или иной мере развивают идеи, первоначально сформулированные в рамках психоанализа о стабилизирующей функции защитных механизмов.

В настоящее время теоретические исследования психологической защиты личности не ограничиваются психодинамической объяснительной моделью и представлены практически во всех психологических направлениях. Психологические защитные механизмы принимаются как эмпирически доказанный психический феномен, дискуссионными остаются вопросы конструктивности психологической защиты, связи с внутренними и внешними факторами адаптации, отсроченных последствий для процесса развития в онтогенезе и ряд других.

Мы полагаем, что наиболее перспективным подходом к исследованию вопросов бессознательной адаптационной активности личности является системный подход, основные положения которого сформулированы в работах Б.Ф. Ломова, В.А. Ганзена.

Ответ личности на трудные жизненные обстоятельства носит системный характер. Реагирование на возросшие требования и разворачивание адаптационной деятельности происходит на разных уровнях регуляции (психофизиологическом, личностном, микросоциальном) и включает образование временных функциональных систем, соподчиненных между собой в процессе адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности, оптимизации деятельности при адекватной активации регуляторных систем, и адекватной величине психофизиологической стоимости. Адаптационная активность включает интрапсихические и аллопсихические усилия субъекта по снижению рассогласования с окружающей средой, обеспечению оптимальной внутренней структуры, обеспечивающей адекватный адаптационный ответ.

Интенсификация механизмов психологической защиты является составной частью (уровнем) системного ответа на возникновение трудных жизненных условий. Защитная бессознательная активность входит в подсистему саморегуляции, обеспечивая «ресурсосберегающее» поведение в изменяющихся условиях и возрастающих требованиях среды (и, в некоторых случаях, самой личности). Адаптационная деятельность «свертывается», переходя во внутренний план, что обеспечивает временные ресурсы для формирования адаптационной стратегии и поддержания оптимального напряжения регуляторных систем при ее реализации. Интенсивность функционирования психологической защиты спадает по мере стабилизации в системе «субъект-социальное пространство» посредством реализации выбранной стратегии (активного воздействия, избегания, неконструктивной активности и пр.).

Доминирование в адаптационном ответе бессознательного уровня регуляции (психологических защитных механизмов) совместно с комплексом внутренних факторов, ригидностью и жесткостью познавательных схем, элементов личностной структуры и недостаточностью психофизиологических ресурсов способствуют фиксации реализуемых форм поведения.

Устойчивое нарушение функционирования психологической защиты можно рассматривать в двух аспектах, во-первых, как неэффективное ограждение личности от травмирующих переживаний, а во-вторых, как один из ведущих факторов неэффективной адаптации и дезадаптивных состояний.

Исследователями неоднократно подчеркивалось, что характерными чертами нарушенной психологической защиты является высокая интенсивность функционирования, доминирование и фиксация одного или нескольких механизмов (скудность репертуара), ригидность, жесткость бессознательных защитных автоматизмов (Б.Д. Карвасарский, Р.М. Грановская, Е.С. Романова). Обоснованным представляется вывод, что ключевым звеном в нарушении психологической защиты и последующем патогенезе дезадаптивных состояний является нарушение структурно-динамических и системно-иерархических отношений адаптационных средств.

Основные предпосылки нарушения формирования системы психологической защиты, на наш взгляд, заключаются, прежде всего, в нарушениях процесса формирования личности, включая стабильность формирующейся личности и гармоничность социальных отношений, ригидность личностных свойств и познавательных схем. Слабость ресурсного обеспечения обуславливает приоритет внутренней стабилизации (и, соответственно, активность защитных механизмов), в этом случае личность не располагает достаточными ресурсами и средствами для разворачивания аллопсихических способов адаптации. Если система внутренних и внешних ресурсов не восполняет издержки и не обеспечивает реализацию адаптационных целей возникают состояния дезадаптации различной степени.

В целом ряде работ (Э.И. Киршбаум, Д.И. Еремеева, Ф.Е. Василюк и др.) бессознательный характер психологической защиты выделяется как основной фактор риска развития дезадаптивных состояний и нарушений формирования личности. Самоактуализация, активность познающего и преобразующего субъекта замещается, с этой точки зрения, неосознаваемым стремлением к внутреннему благополучию в объективно неизменных внешних условиях, мнимому разрешению внутренних и внешних конфликтов. Вместе с тем, сама по себе бессознательная регуляция может выступать нормальной реакцией личности с целью снижения травматичности переживаний, автоматизации адаптационных навыков, что неоднократно подчеркивалось исследователями (Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.А. Реан, Л.Р. Гребенников, Р.М. Грановская, И.М. Никольская и др.).

Мы согласны с первой позицией с учетом временных и энергетических характеристик защиты. Функционирование защитных механизмов по времени «привязано» к периоду воздействия субъективно значимых травмирующих стимулов. Активное разворачивание защитных механизмов в широком классе жизненных ситуаций на период, превышающий время воздействия травмирующих обстоятельств, фиксация как ведущего способа адаптации, придает защите черты тотальности, устойчивости. Интенсивность функционирования защитных механизмов в большей или меньшей степени соответствует сложности возникающих противоречий для субъекта адаптации, повышение сверх уровня адекватного травмирующему воздействию, позволяет считать психологическую защиту неконструктивной, что подтверждалось в рамках клинико-психологических исследований (А.Н. Михайлов, В.С. Ротенберг и др.).

Поскольку бессознательная сфера имеет уровневое строение и представлена процессами разной степени осознанности, обоснованно предположить существование защитных механизмов осознаваемых субъектом в различной степени или в различные периоды адаптационного процесса. Таким образом, представленность возникшего противоречия в сознании субъекта - это критерий для выделения различных уровней адаптационной активности, реализуемой единой, целостной личностью, но не всегда достаточный критерий для разделения конструктивной и неконструктивной форм адаптации.

Бессознательные механизмы отличает высокая степень автоматичности, быстрота реагирования, гибкие и сложные связи между включенными психическими процессами. Переход психологических механизмов (например, навыков) в бессознательную сферу освобождает ресурсы для сознательной целенаправленной деятельности, изменяя этим приоритеты активности личности. В случае защитных механизмов бессознательный характер ограждает осознаваемые и высоко значимые личностные структуры (Я-концепцию, самооценку, мировосприятие) от внезапных и травмирующих воздействий.

В существующих работах по проблеме психологической защиты личности можно выделить несколько моделей функционирования психологической защиты:

1) совокупность специфических способов переработки информации, преобразующих, смещающих, искажающих, подменяющих аффективно-окрашенную, травмирующую информацию и представляющих ее в преобразованном и приемлемом для осознания виде (Х. Гжеголовская, В.А. Ташлыков и др.);

2) «фильтр», ограничивающий восприятие и осознание субъективно неприемлемой информации, препятствующий проникновению травмирующей информации в сферу сознания (В.А. Тонконогий и др.);

3) активная интрапсихическая деятельность направленная на упорядочение и согласование психических процессов, структур с целью минимизации травмирующих воздействий и сохранения благоприятной самооценки, целостности и адаптивности личности (Ф.В. Бассин и др.).

Мы полагаем, перспективно рассматривать психологическую защиту как систему внутрипсихических отношений, объединенных по принципам «полезного эффекта» и «обратной связи» между Я-концепцией, нервно-психическим состоянием и ресурсами субъекта, с одной стороны, и эффектом реализуемых адаптационных перестроек, с другой. То есть, мы рассматриваем защиту как характер организации внутрисистемных процессов, в качестве которых выступают как элементарные психические процессы, так и высокоуровневые личностные образования. Психическая защита является ответом личности (как сложной системы) на возникшее рассогласование внутренних процессов вследствие трудных жизненных обстоятельств и выражается в уровневом переструктурировании элементов и процессов для поддержания стабильности на период времени, необходимый для подготовки активных внутренних и внешних изменений. С такой точки зрения деятельность защитных механизмов привязана, с одной стороны, к периоду, предваряющему активный адаптивный процесс, и включена, с другой стороны, в его реализацию.

Мы полагаем, что психологическая защита функционирует по типу активной обратной связи, регулируя нервно-психическое напряжение, обеспечивая приемлемую социальную активность и реализацию целенаправленного поведения. В завершение, отметим, что психологическую защиту следует рассматривать как функцию личности в целом, а не отдельных психических явлений. Ведущую роль в разные периоды времени могут брать на себя те или иные психические процессы и свойства, формируя и реализуя определенные защитные психологические механизмы. Система психологической защиты формируется и развивается в онтогенезе путем усложнения связей между различными элементами личностной структуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]