
- •1. Стадии уголовного судопроизводства: понятие, система, правовая природа.
- •4. Сущность, значение и формы реабилитации в уголовном судопроизводстве.
- •5. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Право на обжалование процессуальных действий и решений суда, прокурора, следователя, дознавателя.
- •6. Источники уголовно-процессуального права. Их действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
- •8. Защита прав потерпевших от преступлений: правовые основы и значение.
- •10. Прокурор в уголовном судопроизводстве
- •11. Следователь – участник судопроизводства со стороны обвинения
- •12. Защитник, его полномочия. Начальный момент и основания допуска защитника к участию в деле.
- •13. Потерпевший в уголовном процессе
- •16. Способы собирания и проверки доказательств в уголовном процессе.
- •20. Ходатайства и жалобы в уголовном судопроизводсвте
- •8.2. Понятие и значение обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
- •3) Сообщение о преступлении, полученное из других источников
- •23. Понятие и система следственных действий
- •7) Другие.
- •24. Правовая регламентация очной ставки
- •27. Производство экспертизы
- •28. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования на предварительном следствии: основания и порядок. Особенности прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.
- •29. Защитник, его полномочия. Начальный момент и основания допуска защитника к участию в деле.
- •4) Для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
- •33. Пределы судебного разбирательства. Изменение обвинения, отложение заседания, приостановление, прекращение дела в судебном разбирательстве
- •35. Понятие, виды и значение приговора
- •38. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
- •41. Производство в надзорной инстанции
- •42. Возобновление производства
- •43.Значение решений ес по правам человек, кс рф, Пленума вс рф
- •44. Особенности предварительного следствия
- •46. Производство о применении принудительных мер мед характера
- •48. Общая характеристика международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
- •49. Оценка доказательств является завершающим этапом процесса доказывания.
- •56. Реализация принципа законности
- •58. Субъекты доказывания
- •59. Применение иных мер уголовно-процессуального принуждения
- •1. Стадии уголовного судопроизводства: понятие, система, правовая природа.
58. Субъекты доказывания
Субъектами доказывания являются следователь, лицо, проводящее дознание, прокурор, судья и адвокат. Бремя доказывания реализуется в обязанности органа, осуществляющего производство по делу (орган дознания, следователь, прокурор, суд), всесторонне, полно, объективно исследовать путем собирания, проверки, оценки доказательств все обстоятельства, существенные для правильного разрешения дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие, а также смягчающие и отягчающие наказание обвиняемого обстоятельства.
Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.
Проверка доказательств производится дознавателем, следователем, прокурором, судом путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство. Каждое доказательство подлежит оценке с точки
зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела. Оценка доказательств осуществляется судом, прокурором, следователем, лицом, производящим дознание, по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении их в совокупности. При этом делается мотивированный вывод о допустимости, относимости, достоверности, значении каждого доказательства и их системы в целом. Результаты оценки доказательств в итоговом процессуальном документе данной стадии - обвинительном заключении, постановлении о прекращении дела, приговоре, решении, определении - как мотивированный вывод о том, почему определенная совокупность доказательств достаточна для установления предмета доказывания, а остальные отвергнуты или почему обвинение признано не доказанным. Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе. Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт.
В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам
59. Применение иных мер уголовно-процессуального принуждения
Иные меры уголовно процессуального принуждения.
Сразу отмечу, что УПК РСФСР вообще не употреблял такого понятия как "иные меры уголовно-процессуального принуждения". УПК РФ ввел главу 14 под таким названием, объединив в ней нормы, регламентирующие применение обязательства о явке, привода, временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и денежного взыскания.
Как мне представляется, основными признаками иных мер уголовно-процессуального принуждения являются: а) возможность их принудительного обеспечения; б) применение к различным участникам процесса (помимо обвиняемого, подозреваемого, и к свидетелю, потерпевшему и др.). В связи с этим необходимо сказать, что данные меры по своей природе не являются мерами пресечения, но в то же время в некоторой степени ограничивают права и свободы участников процесса.
Цель применения данных мер--обеспечение установленного порядка производства по уголовному делу и надлежащего исполнения приговора. Научно-практический комментарий к УПК РФ /Под. общ. Ред. В.М.Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. М., 2002. С. 247.
Все меры процессуального принуждения можно разделить на три группы. Первая группа, это меры, применяемые в отношении любых участников процесса, это обязательство о явке, привод. Вторая группа мер, это те, которые применяются только в отношении обвиняемого и подозреваемого, но кроме них еще и к лицам, несущих материальную ответственность за их действия, сюда относятся временное отстранение от должности и наложение ареста на имущество. И наконец, в третью группу, выделяются меры, применяемые только в отношении свидетеля, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства, сюда относится денежное взыскание.
Правом применять иные меры уголовно-процессуального принуждения обладают следователь, дознаватель, прокурор и суд, которые выносят постановление или определение, с указанием оснований применения определенной меры принуждения.
Обязательство о явке регулируется ст. 112 УПК. Его можно назвать своеобразной альтернативой применению подписки о невыезде и надлежащем поведении, т.е. тогда, когда применение мер пресечения необязательно, но необходимо обеспечить порядок судопроизводства. Кроме подозреваемого и обвиняемого, данная мера уголовно-процессуального принуждения может применяться к свидетелям, потерпевшим, которые уклоняются от явки в правоохранительные органы. Особенность этой меры в том, что она никак не ограничивает свободу лица, накладывая на него лишь обязательство своевременно являться по вызовам.
Статьей 113 УПК регулируется привод, который состоит в принудительном доставлении лица в правоохранительные органы или суд. Уголовно-процессуальное право:Учебник для юридических вузов/ Под общ. ред. В.И. Рохлина--СПб.:Изд. «Юридический центр Пресс», 2004. С.210. Он может применяться в отношении любого участника уголовного судопроизводства при наличии на то достаточных оснований. Исключением являются несовершеннолетние до 14 лет, беременные женщины, а также больные. Применяется в случае неявки без наличия уважительной причины, при этом материалах дела должны быть сведения о том, что лицо вызывалось, что оно об этом осведомлено, но от явки отклонилось. Привод осуществляется на основании постановления соответствующего правоохранительного органа, либо определения суда, органами дознания только в дневное время, за исключением случаев не терпящих отлагательств.
Временное отстранение от должности осуществляется на основании ст. 114 УПК. Согласно закону, данная мера принуждения может применяться одновременно с мерой пресечения, не ограничивающей свободу лица. Основаниями для применения является необходимость предупредить возможность субъекта воздействовать на ход уголовного судопроизводства, используя для этого свое служебное положение, например, воздействия на свидетелей, уничтожение доказательств. Данная мера принуждения применяется только к должностным лицам, круг которых установлен уголовным законом. Следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об отстранении лица от должности, которое суд рассматривает в течении 48 часов. Постановление об отстранении от должности направляется по месту работы лица и может быть отменено постановлением следователя или дознавателя, когда в нем отпадет необходимость. За отстраненным от должности лицом сохраняется право на ежемесячное пособие в размере 5 МРОТ.
Такая мера как наложение ареста на имущество, добытое преступным путем, применяется в целях исполнения приговора в части гражданского иска и других денежных взысканий. В этих же целях может быть наложен арест и на ценные бумаги или их сертификаты. Данные меры принуждения регулируются 115 и 116 ст. УПК РФ. Арест накладывается на имущество обвиняемого, подозреваемого, или лиц, несущих материальную ответственность за их действия. Кроме того, возможно наложение ареста на имущество других лиц, если есть основания полагать, что оно получено в результате преступных действий обвиняемого ил подозреваемого. Аресту не подлежат только ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестного приобретателя. Для применения данной меры, следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, которое должно быть рассмотрено в течении 24 часов. Определение суда исполняется следователем или дознавателем в присутствии понятых, лица, ан чье имущество налагается арест или его совершеннолетние родственники, может присутствовать специалист, помогающий в оценке имущества, о чем составляется протокол. Мера отменяется, когда необходимость в ней отпадает, например, когда прекращается уголовное преследование в отношении данного лица, либо оно возместило ущерб и т.д.
Последний вид мер уголовно-процессуального принуждения--это денежное взыскание. Оно регулируется ст. 117 УПК и применяется в случаях неисполнения участниками уголовно судопроизводства возложенных на них обязанностей, а также при нарушении порядка в судебном заседании. Размер денежного взыскания не превышает 25 МРОТ, а в случае нарушения обязанностей поручителем или лицом, которому был поручен присмотр за несовершеннолетним--100 МРОТ. В соответствии со ст. 118, денежное взыскание налагается судом. Если нарушение допущено непосредственно в судебном заседании, то отдельного заседания не требуется, т.е. оно налагается в том же заседании. Если на досудебных стадиях, то о нарушении составляется протокол, который направляется в районный суд и рассматривается в течении пяти суток в присутствии лица, допустившего нарушение и лица, составившего протокол. Неявка нарушителя без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения протокола. Суд выносит постановление о наложении взыскания, либо об отказе в наложении. Судья вправе предоставить отсрочку или рассрочку исполнения постановления на срок до 3-х месяцев
Именно так в уголовном процессе РФ выглядят иные меры уголовные уголовно-процессуального принуждения, призванные облегчить работу правоохранительных органов, с точки зрения наиболее точного установления истины, то есть, призваны устранить любые препятствия на пути правильного расследования, а также рассмотрения уголовного дела.
Виды иных мер уголовно-процессуального принуждения
Сразу отметим, что УПК РСФСР вообще не употреблял такого понятия как "иные меры уголовно-процессуального принуждения". УПК РФ ввел главу 14 под таким названием, объединив в ней нормы, регламентирующие применение обязательства о явке, привода, временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и денежного взыскания. Так же поступили УПК КР (гл.13), РБ (гл.14) и РК (гл.19). УПК РУ в разделе 4 "Процессуальное принуждение", помимо других, поместил главы "Отстранение от должности" (гл.29), "Приводы" (гл.30) и "Помещение лица в медицинское учреждение" (гл.31). МУПК в разделе "Меры процессуального принуждения" кроме глав, касающихся задержания и мер пресечения, содержит также главу 22 - "Принудительное производство следственных действий".
Как нам представляется, основными признаками иных мер уголовно-процессуального принуждения являются: а) возможность их принудительного обеспечения; б) применение к различным участникам процесса (помимо обвиняемого, подозреваемого, и к свидетелю, потерпевшему и др.). В силу большого разнообразия мер, отвечающих данным признакам, имеет смысл выделить следующие группы:
- "Принудительное производство следственных действий".225 Следственные действия не всегда сопровождаются принуждением, поэтому в разделе "Меры уголовно-процессуального принуждения" должны быть рассмотрены не сами следственные действия, а основания, условия и порядок их принудительного применения. Именно так поступил Модельный УПК (гл.22). Хотелось бы заметить, между тем, что этот рекомендательный акт допустил неточность (видимо, в силу экономии глав), поместив сюда же такую меру принуждения, как привод. Привод не является следственным действием, что, собственно, не отрицает и сам МУПК (ст.156 ч.1).
- "Уголовно-процессуальная ответственность". УПК РФ, РБ, РК и КР к мерам уголовно-процессуального принуждения справедливо отнесли такую меру, как денежное взыскание.226 Тем не менее, в силу принципиального отличия мер ответственности от других мер принуждения, следует выделить данный институт в отдельную группу. В этом плане наиболее удачной является позиция УПК РУ, предусмотревшего соответствующую главу 32.227
Как мы уже отмечали, существование уголовно-процессуальной ответственности признают не все ученые. Это касается и некоторых нормативных актов. Так, МУПК в ст.61 ч.3 употребляет следующее выражение: "ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом (выделено нами - Е.В.) и другими законами", однако статьи, непосредственно предусматривающие процессуальную ответственность (удаление из зала лиц, нарушающих порядок, наложение штрафов за уклонение от исполнения процессуальной обязанности и т.п.) в нем отсутствуют. Поэтому, кроме упомянутой статьи, в целом, можно сделать вывод об отрицании МУПК уголовно-процессуальной ответственности.
- Непосредственно в группу "иные меры уголовно-процессуального принуждения" можно отнести, помимо приводов, также случаи предупреждения об ответственности и отобрание различного рода подписок (кроме меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении). Это объясняется тем обстоятельством, что в каждом из перечисленных случаев наблюдается корректировка последующих действий или поведения лица, а значит, возможно (а в случае привода - обязательно) психическое принуждение. УПК РФ предусматривает случаи предупреждения об ответственности потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, понятого, переводчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст.42 ч.7, ч.8, 9 ст.56, ч.4 ст.58, ч.5, 6 ст.57, ч.4 ст.60, ч.5 ст.59), заявителя за заведомо ложный донос (ч.6 ст.141); собственника или владельца имущества или совершеннолетнего члена их семьи, у которого оставляется арестованное не изъятое имущество, за отчуждение или порчу этого имущества (ч.6 ст.115). МУПК, кроме того, предусматривает вынесение судом или прокурором официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном возложении на него уголовной ответственности (ч.1 п.1 ст.137). Что касается привода, то он принудителен по своей сущности. Это значит, что в каждом случае его осуществления ограничивается неприкосновенность личности. При приводе лицо, нередко свидетель или даже потерпевший, на виду у своих родственников, соседей в сопровождении милиции доставляется к следователю. При таких обстоятельствах может пострадать его личное достоинство. Кроме того, на весь период общения с должностным лицом он лишается возможности свободного передвижения.
УПК РФ (а также УПК РБ и КР) предусмотрел, среди прочих, и такую меру, как обязательство о явке. В этой связи возникает вопрос о соотношении данной меры с уже предусмотренной п.1 ч.5 ст.42 и п.1 ч.6 ст.56 УПК РФ обязанностью свидетеля и потерпевшего (а по УПК КР и РБ, кроме того, подозреваемого и обвиняемого) являться по вызову органов уголовного преследования, а следовательно, и вопрос о применении привода: осуществляется ли он как следствие неисполнения процессуальной обязанности лица как участника процесса, либо он осуществляется как следствие нарушения ими данного обязательства о явке. По нашему мнению, отобрание обязательства о явке у свидетеля и потерпевшего в значительной степени дублирует уже существующую процессуальную обязанность: несмотря на то, что ч.2 ст.112 УПК РФ обязывает разъяснять лицу последствия нарушения такого обязательства, он не указал, какие именно последствия имеются в виду. Отобрание обязательства не является и механизмом реализации норм, предусмотренных в п.1 ч.5 ст.42 и п.1 ч.6 ст.56 УПК РФ, так как существует ч.1 ст.11 УПК РФ, согласно которой участникам процесса должны быть разъяснены их обязанности. Поэтому наличие данной меры в УПК РФ в отношении свидетеля и потерпевшего представляется не совсем оправданным. В отношении обвиняемого (подозреваемого) вопрос должен быть урегулирован таким же образом: предусмотреть явку по вызову в качестве обязанности. Если же появляются основания полагать, что он может скрыться, то следует применить меру пресечения в виде подписки о невыезде.
Уголовный процесс: