 
        
        - •Становление русской государственности
- •Формирование и развитие древнерусского государства
- •Государственное управление на руси в условиях раздробленности
- •Государственное управление в русских землях в период монгольского ига
- •Объединение русских земель и образование московского государства (XIV – начало XVI вв.)
- •Система управления в московском государстве XVI в.
- •Эволюция системы государственного управления в россии в XVII в.
- •Реформы системы государственного управления в россии в первой четверти XVIII в.
- •Преобразования системы государственного управления в россии в середине – второй половине XVIII в.
- •Система государственного управления в россии в первой половине XIX в.
- •Изменения в системе государственного управления в россии в пореформенной россии
- •Кризис самодержавия в конце XIX – начале XX вв.
- •Государственное управление в россии в период буржуазной республики (март – октябрь 1917 г.)
- •Становление советской системы государственного управления в 1918 – начале 1920-х гг.
- •Система органов государственного управления в советском государстве в 1920-е гг.
- •Формирование административно-командной системы государственного управления (конец 1920-х – 1930-е гг.)
- •Система государственного управления в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
- •Советская система государственного управления ссср в восстановительный период (1946-1953 гг.)
- •Реформы системы государственного управления ссср в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
- •Система государственное управление ссср второй половины 1960-х – начала 1980-х гг. Кризис командно-административной системы управления
- •Попытка модернизации советской системы государственного управления в годы перестройки
- •Становление современной российской системы государственного управления
Система государственное управление ссср второй половины 1960-х – начала 1980-х гг. Кризис командно-административной системы управления
Смещение Н.C. Хрущева со своего поста и приход к власти Л.И. Брежнева открывали новый этап в развитии Советского государства, главным отличием которого стало нарастание негативных явлений во всех сферах жизни общества (эпоха «застоя», приведших к кризису административно-командной системы и, в конечном счете, к крушению советского государственного строя в конце 1980-х - начале 1990-х гг.) Отставка Хрущева означала победу консервативных сил в верхних эшелонах власти, считавших, что реформы зашли слишком далеко и могут выйти из-под контроля. Главной задачей новое советское руководство объявило стабилизацию режима, под которой понимались отказ от политики глубокого реформирования общества и возвращение к привычным методам управления.
Первым шагом в этом направлении стала отмена новаций Хрущева в области партийно-государственного строительства. Через месяц после смещения Хрущева, на состоявшемся в ноябре 1964 г. пленуме ЦК КПСС, было принято решение о ликвидации деления партийных организаций на «сельские» и «промышленные» и перестройке их работы на основе прежнего территориально-производственного принципа.
Позже, на ХХVI съезде КПСС (1966), был отменен введенный Хрущевым принцип ротации партийной номенклатуры, столь ненавистный партаппарату. Одновременно с перестройкой партийных органов были реорганизованы на привычных для аппарата основах советские, комсомольские и профсоюзные организации и учреждения.
Вместе с усилением роли «партийной вертикали» восстанавливался контроль партии над экономикой. В сентябре 1965 г. решением пленума ЦК были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства.
Вместе с тем после проведенных в середине 1950-х гг. преобразований новая власть уже не могла без риска потери доверия населения вернуться в полном объеме к методам директивного управления и отказаться от проводимой Хрущевым линии на повышение уровня жизни. Часть политического руководства (А. Н. Косыгин, Ю. В. Андропов и др.) считала назревшей необходимость ограничения административного диктата в сфере экономических отношений и усиления экономического стимулирования производства, что предполагало внедрение механизмов внутренней саморегуляции, материальной за интересованности производителя в результатах труда.
Логика развития страны, а также обнаружившееся еще в начале 1960- х гг. кризисное положение советской экономики требовали перехода к новым методам управления народным хозяйством.
В марте 1965 г. было объявлено о начале реформы в сельском хозяйстве. В докладе Л.И. Брежнева «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в СССР» на мартовском пленуме ЦК КПСС в качестве основных причин отставания сельского хозяйства назывались волюнтаристские методы управления на селе, игнорирование экономического стимулирования развития отрасли, отсутствие необходимой ценовой политики, низкий уровень культуры земледелия. В связи с этим в целях облегчения условий хозяйствования устанавливался твердый план (на шесть лет) государственных закупок зерна, были значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вводилась 50%ная надбавка за сверхплановую продажу продуктов. Снимались ограничения в развитии личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служаших. Впервые за всю историю советской деревни вводились стабильные денежные оклады для колхозников. В то же время методы управления сельским хозяйством в целом не претерпели серьезных изменений.
Параллельно с объявленной реформой в сельском хозяйстве началась известная хозяйственная реформа в области промышленности, которая ввела в советскую экономику механизм хозяйственного расчета, основанный на таких принципах, как самостоятельность предприятий, самоокупаемость, рентабельность, прибыль и др. Основные ее положения были сформулированы в докладе председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и экономического стимулирования промышленных предприятий» на состоявшемся в сентябре 1965 г. очередном Пленуме ЦК КПСС. В докладе наряду с необходимостью сохранения централизованного планирования, восстановления управления промышленностью через отраслевые министерства, которые должны были заменить прежние совнархозы, делался акцент на расширении оперативнохозяйственной самостоятельности промышленных предприятий. С этой целью сокращалось до минимума число директивно устанавливаемых плановых показателей. для экономического стимулирования производителей разрешалось оставлять в распоряжении предприятий часть полученных доходов, из которых на каждом предприятии создавались три фонда: фонд материального поощрения (для поощрения работников предприятия), расходование которого должно было контролироваться общим собранием трудового коллектива; фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и т.д.); фонд развития производства (самофинансирование предприятий). Предусматривалось также сочетание единого государственного планирования с правом предприятий корректировать устанавливаемые сверху планы.
Реформа не затронула основ административно-командной системы. Большую проблему, сохранявшую свое значение вплоть до середины 1980-х гг., составляла возникшая еще в 1930-е гг. «ведомственность» как результат утверждения принципа вертикального подчинения и связанное с ней отсутствие горизонтальных связей в системе управления экономикой.
Наметившиеся в ходе ее проведения технократические тенденции в управлении экономикой и государством, во-первых, с самого начала были ограничены логикой планового хозяйства, во-вторых, неизбежно должны были столкнуться с господствующей в верхах идеологической доктриной «партийности» государственного управления. Это явилось главной причиной того, что экономические реформы так и не были доведены до конца. Брежнев и его консервативное окружение, опасавшиеся серьезных перемен, не были заинтересованы в развитии хозяйственной реформы. К середине 1970-х гг. экономические реформы были окончательно свернуты.
Прямым следствием отказа от преимущественно экономических методов управления народным хозяйством и возврата к командно-административной системе стал стремительный рост управленческого аппарата. Только за 1976-1983 гг. его численность увеличилась на 3 млн и достигла 18 млн человек. Но даже в этих условиях партийное руководство продолжало развивать и совершенствовать созданную еще в 1930-е гг. систему льгот и привилегий, призванную обеспечить материальное благосостояние партийно-государственного аппарата. На этом фоне наблюдается процесс вырождения правящей элиты. Одновременно с этим наблюдается тенденция персонификации власти правящей элиты, что находит свое выражение в начавшейся уже с конца 1960-х гг. кампании по возвеличиванию Л.И. Брежнева. Насаждаются отношения личной преданности, семейственность и клановость в подборе и расстановке кадров, в результате чего на все важные посты в государстве назначались люди не наиболее способные, а наиболее удобные брежневскому окружению или родственники. В официальной пропаганде, литературе и искусстве начинается незаметная реабилитация имени Сталина.
Все это увеличивало пропасть между обществом и властью, усиливало общественное недовольство. Обстановка усугублялась тем, что правящая элита не осознавала кризисность ситуации в стране. Считалось, что для исправления положения достаточно обновить некоторые теоретические установки, сама же политическая система представлялась вполне жизнеспособной и не нуждавшейся в преобразованиях.
В 1977 г. была принята новая, четвертая по счету Конституция СССР. Идея быстрого перехода к коммунизму была заменена в ней новыми формулировками, которые обосновывали построение в СССР «развитого социалистического общества» и «общенародного государства. Одновременно делался акцент на идее достижения социальной и национальной однородности общества, декларировалось положение о том, что в СССР сформирована «новая социальная и интернациональная общность» - советский народ. Конституция закрепляла утвержденную прежними Конституциями политическую основу государства - Советы, которые теперь стали называться Советами народных депутатов. Существенным образом расширялись права Верховного Совета СССР, который наделялся правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. Параллельно с этим в новой Конституции, больше чем во всех предыдущих, подчеркивалась ведущая роль Коммунистической партии в советском обществе. Статья 6 Конституции официально узаконивала особое положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы.
В 1970-е гг. значительно возросла роль Президиума Верховного Совета СССР. С 1977 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев стал одновременно председателем Президиума Верховного Совета, сменив находившегося на этом посту с 1965 г. Н.В. Подгорного. Пост председателя Совмина СССР продолжал занимать А.Н. Косыгин, пост председателя КГБ с 1967 по 1982 г. занимал Ю.В. Андропов.
Не удалось изменить ситуацию и пришедшему в конце 1982 г. на смену Брежневу после его смерти бывшему шефу КГБ Ю.В. Андропову, пытавшемуся найти выход в сочетании жесткой борьбы против коррумпированности бюрократического аппарата и наведения порядка в трудовых коллективах с рядом мер экономического характера, предполагавших некоторое ослабление централизованного управления и распределения. Одной из основных причин кризиса было окончательное превращение партийно-государственной номенклатуры в замкнутый привилегированный слой общества, принадлежность к которому стала чуть ли не наследственной. Замкнутость властной элиты, ее фактическая несменяемость вели к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом. Великое множество примеров, получивших освещение в эти годы в средствах массовой информации, наглядно говорило о начавшемся процессе сращивания коррумпированной части партийно государственного аппарата с «теневой экономикой». Негативные явления во всех сферах жизни общества сопровождались нарастанием равнодушия, социальной апатии граждан.
В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. К концу 1970-х - началу 1980-х гг. фактически произошла деидеологизация советского общества. Таким образом, налицо был идейно-политический кризис советского коммунизма. Основные массы народа утрачивали веру и к личностям руководителей, и к самой политической системе, которую они представляли.
Однако правящая элита не собиралась сдавать свои позиции без боя. После смерти в начале 1984 г. Ю.В. Андропова, усилия которого по наведению порядка в стране были встречены с воодушевлением большинством народа, уставшего от чиновничьего произвола и ожидавшего перемен, главой КПСС, а затем и государства стал 73-летний К.У. Черненко. С его назначением стареющая номенклатура связывала надежды на спасение существующей системы и сохранение своих позиций во властных структурах.
Контрольные вопросы:
- Кто возглавил советское государство после отставки Н.С. Хрущева? 
- Дайте характеристику периоду «застоя». 
- Какие изменения были проведены в КПСС в середине 1960-х – 1970-е гг.? 
- Какие экономические реформы и с какой целью были проведены советским руководством в середине 1960-х – 1970-е гг.? Были ли они успешными? Почему? 
- В чем суть «косыгинской реформы» в промышленности? 
- Когда и каким документом было закреплено оформление «новой социальной и интернациональной общности» – советского народа? 
- Почему Конституция СССР 1977 г. получила название «конституции развитого социализма»? 
- Охарактеризуйте основные положения Конституции СССР 1977 г. 
- Охарактеризуйте основные направления внутренней политики Ю.В. Андропова. 
- Назовите основные признаки кризиса административно-командной системы СССР в 1970-е – начале 1980-х гг. 
