- •1. Социально-экономическая ситуация в республике, роль культуры и кинематографии, как ее части, в общественных преобразованиях.
- •2. Ситуация в российском кино и кинематографии республики Башкортостан.
- •3. Цель и задачи кинематографии в республике Башкортостан.
- •4. Механизм реализации задач Концепции.
- •Программа по созданию системы эффективного управления отраслью кинопроизводства в Республике Башкортостан «Комитет».
- •Программа массовой популяризации кинематографа в Республике Башкортостан «Доступное кино».
- •Программа создания профессионального кадрового резерва для нужд киноотрасли в Республике Башкортостан «Кинокадры».
- •Программа производства профессиональных кинофильмов в Республике Башкортостан «Профессионал».
- •5. Структура отрасли кино в Республики Башкортостан
- •Министерство культуры Республики Башкортостан
- •Государственный комитет Республики Башкортостан по кинематографии
- •Региональные киностудии в крупных городах «Народное кино»
- •Творческие студии «Народное кино» в райцентрах рб
- •6. Этапы преобразований.
- •7. Необходимые финансы
- •8. Ожидаемый результат.
2. Ситуация в российском кино и кинематографии республики Башкортостан.
В СССР кинематограф изначально развивался как инструмент идеологии. Именно этим, прежде всего, объясняется государственное внимание к данной области. Основная задача, стоявшая в то время перед кинематографией, заключалась в формировании позитивного образа советского гражданина для жителей страны. Благодаря этому, кинематография в СССР оправдывала затрачиваемые на ее производство значительные средства. При этом основной результат, который ожидался от развития киноотрасли в стране, действительно связывался не с получением прибыли от кинопроизводства, а именно – с получением людей этого особого типа – «советского гражданина», который всецело поддерживал бы инициативы руководства страны во всех областях жизнедеятельности общества. И данная задача успешно разрешалась на протяжении нескольких десятков лет до тех пор, пока СССР не прекратил свое существование.
С появлением на карте новой страны – Российской Федерации, изначальная роль кинематографии, существующей на государственные средства, была утрачена. В кинематографии перестали видеть тот самый потенциал, способный мобилизовать общественное сознание для решения новых задач, стоящих перед страной. Глубокий же экономический кризис сделал невозможным направление в киноотрасль тех государственных средств, которые тратились ранее на киноотрасль, что привело к выхолащиванию из кинематографии ее основной идеи – идеи формирования, развития и поддержания в актуальном состоянии менталитета граждан.
Результатом утраты основного назначения государственной кинематографии в России стало разрушение некогда выстроенного значительного кинематографического комплекса страны с его многочисленными внутренними связями, экономикой, кадровым потенциалом.
Отсутствие со стороны руководства страны отношения к кинематографии, как к дееспособному инструменту по влиянию на общественное сознание, привело к утрате контроля над единым кинокомплексом страны, и, как следствие, - неэффективному его использованию в производственно-хозяйственной, финансовой, идеологической, культурной и кадровой сферах. Отсюда в кинематографической среде растет состояние эмоционального упадка, иждивенчество, постоянное ожидание государственного финансирования крупных проектов и отказ от самостоятельной деятельности по действительно культурному развитию страны.
Башкирский кинематограф не стал исключением, пережив с момента своего образования в 1990 году государственной киностудии «Башкортостан», все указанные выше общероссийские тенденции.
За более 20-летнюю историю существования киностудии «Башкортостан» было произведено более 10 игровых, около 50 документальных и свыше 35 анимационных картин, что является удовлетворительным результатом, однако, при условии, если данный результат принимается без учета направленных за эти годы финансовых средств на развитие кинематографии в республике.
Учитывая же сроки, материально-техническую базу и финансовые средства, которые выделялись на развитие кинематографии в республике, результаты по кинопроизводству в ГУП «Башкортостан» – более чем посредственны.
Кроме того, за все годы существования башкирского кинематографа даже не имеет смысла вести речь о том, смогла ли кинематография в республике повлиять на массовое общественное сознание жителей республики, и тем более о том, в каком направлении это было сделано.
Между тем, финансовые средства на кинематографию в Башкортостане выделялись и выделялись значительные.
Также наряду с государственной киностудией в республике еще с 90-ых годов предпринимались попытки по созданию негосударственных кино-видео-производителей. Однако ни одна из частных кино-видеокомпаний так и не смогла обеспечить замещение утраченной государственным кинематографом роли по формированию нового общественного сознания в республике.
Данное обстоятельство неудивительно, так как частные кино-видео-производители в отсутствии доступа к материально-технической кинобазе, доступа к государственным заказам, телеканалам и каналам распространения кино и видеопродукции, созданным в Республике Башкортостан, решают задачи собственного финансирования за счет производства кино-видеопродукции, которая пользуется спросом на рынке. Воспитательные и идеологические функции в таком случае являются несостоятельными с точки зрения частных компаний и не принимаются в расчет.
Кроме того, объем производимой кинопродукции частными кинокомпаниями на средства, которые изыскиваются ими самостоятельно, безусловно, не в состоянии даже отдаленно конкурировать с объемом кинопродукции, поставляемой на рынок кинематографии республики из-за пределов республики.
Таким образом, утрата основного назначения кинематографии сегодня создало ситуацию, при которой фактически можно говорить о резком сокращении и без того невысокой роли кинематографии в общественных преобразованиях как Республики Башкортостан, так и Российской Федерации, что подтверждается сокращением объемов и качества производимой кинопродукции, многочисленными финансово-хозяйственными нарушениями, утратой материально-технической базы, сокращением видеопрокатных каналов и практически полностью отсутствующим притоком молодых профессиональных кадров в киноотрасль1.
Однако, в случае, если кинематографии, как в Башкортостане, так и в целом – в России, будет возвращено ее основное назначение – участие в формировании общественного сознания жителей республики и страны, то направляемые государственные средства будут возвращены обратно в казну не столько за счет доходов от реализации кино-видеопродукции, сколько в виде человеческого капитала, способного осуществлять экономические, культурные и социальные преобразования в Башкортостане и России.
Именно возвращение кинематографу его общественной роли позволит объединить разрозненные сегодня части некогда единого кинокомплекса республики и страны в одно единое целое, позволит восстановить связи между государством и киносообществом, кинопроизводителями и кинопрокатчиками, кинообразованием и кинозрителями.
Учитывая финансовую зависимость кинематографии от государственного бюджета, именно государственная политика в области развития кинематографии, осуществляемая государственными органами (например, в лице министерства культуры РБ), позволит навести порядок в данной области за счет формирования и требования исполнения государственного заказа к любым участвующим в кинопроизводстве субъектам, нацеленным на получение государственного финансирования. Таким образом, именно государству сегодня принадлежит право формирования цели и назначения современной кинематографии в Республике Башкортостан.
