Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ландш.архитектуры.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
21.22 Mб
Скачать

156. Многофункциональная система зеленых пространств в центре г. Вашингтон

Перед зданиями Капитолия и Белого дома — декоративные партеры, переходящие в группу прогу­лочных и мемориальных зон. За рекой Потомак — военное Арлингтонское кладбище

1 — Капитолий, 2 — Белый дом, 3 — партер «Молл» со зданиями музеев, монументы, 4 — Вашинг­тону, 5 — Джефферсону, 6 — Линкольну, 7 — центр Дж. Кеннеди, 8 — Теодору Рузвельту, 9 — мор­ским пехотинцам, 10 — Арлингтонский мост, 11 — Арлингтонское кладбище и дом-музей Шермана Ли, 12 — могила Неизвестного солдата, 13 — Пентагон

Работа по совершенствованию существующих и созданию новых крупных много­функциональных садово-парковых массивов ведется и в наши дни. Одна из наиболее интересных систем осуществлена в Минске. Его водно-зеленый диаметр, пересекаю­щий город вдоль долины небольшой реки Свислочи, включает прогулочные и декора­тивные сады, спортивные зоны, системы бассейнов с водопадами и фонтанами.

Строительство отдельных садов и парков шло и идет повсеместно. Наиболее раз­витые страны, в частности, Англия, Франция, ФРГ, США, Япония широко исполь­зуют свои исторические традиции, при этом для них характерно исключительно вы­сокое техническое качество проведения дендрологических, строительных и иных работ. Что касается России, то при общем высоком проектном и теоретическом уров­не работ по садово-парковому искусству, практика в значительной степени утратила некогда высокое качество реализации садов в натуре и их эксплуатации.

К четвертой, важнейшей разновидности открытой среды относятся озеленен­ные территории специального назначения. Их типология исключительно обширна и многообразна. К числу наиболее ранних специализированных комплексов принад­лежали различного рода выставки. После Лондонской Всемирной выставки 1851 г. проектирование выставочных территорий к 20-м годам нашего века постепенно об­разовало самостоятельную отрасль ландшафтной архитектуры. Россия была одной из первых стран, осуществивших крупные проекты сельскохозяйственных выставок в 1923 и 1939 гг. (рис. 157). Широкую известность приобрели комплексы всемирных выставок в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале. Характерными чертами подавляющего большинства выставок — от Колумбовской в Чикаго до самых послед­них, — является исключительная интенсивность использования отведенных площа­док и высокая плотность застройки. Это вызвано, в первую очередь, необходимо­стью сокращения пути для обзора экспозиции, чтобы не перегружать посетителей выставки длительными переходами между центрами внимания — павильонами.

157. Москва. Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. 1923 г. Схема генерального плана. Арх. И. Жолтовский и др.

1 — главный павильон; 2 — павильон «Шестигранник»; 3 — территория бывшего сада Голицын -ской больницы

Выставки, особенно международные, вызывали стремление дать яркие образные характеристики своим основным сооружениям. Символом Парижа стала Эйфелева башня, построенная инженером А. Эйфелем для Всемирной выставки 1889 г. Уни­кальными сооружениями своего времени были признаны «Трилон и Перисфера», построенные фирмой Харрисон и Филло, стоявшие в центре прекрасной компози­ции ландшафтного архитектора Ж. Кларка. «Трилон и Перисфера» были символом «мира будущего» — главной темы Всемирной выставки 1939 г. в Нью-Йорке (рис. 158, 159). Наступление атомного века символизировал «Атомиум» на Всемир­ной выставке 1958 г. в Брюсселе.

158. Нью-Йорк. Всемирная выставка. 1939 г. Схема генерального плана

1 — главный павильон «Трилон и Перисфера»; 2 — Лагуна Наций и площадь Мира; 3 — вокзал; 4 — автобусная стоянка

159. Нью-Йорк. Трилон и Перисфера на Всемирной выставке. 1939 г.

На первом плане Лагуна Наций со статуями «Четыре свободы». Далее статуя Дж. Вашингтона. Hs. заднем плане центральная композиция выставки «Трилон и Перисфера», архитектурная фирмУ Харрисон и Филло. Внутри Перисферы, имевшей диаметр около 50 м, находилась композиция «Мир будущего»

Впервые на рубеже XX в. появились спортивные зоны, как составная часть вы­ставочных территорий. В 20—30 гг., тогда СССР здесь был впереди, велось обшир­ное строительство стадионов и спортивных площадок, располагавшихся в озеленен­ных пространствах. Широко известны ансамбли стадиона «Динамо» в Москве (1928 г., архитекторы А. Лангман и Л. Чериковер), стадионы в Ташкенте, Киеве, Пе­тербурге, Тбилиси. Крупнейшим спортивным комплексом страны должен был стать Центральный стадион СССР в Москве в Измайлове (рис. 160). Неосуществленный проект 1934 г., созданный архитекторами Н. Колли, С. Андреевским и др., охваты­вал территорию около 300 га. Композиционными центрами спортивных комплексов были и остались крупные поля стадионов с трибунами для зрителей.

Начиная с 1952 г. — года возведения в Хельсинки нового стадиона для XV Олимпийских игр, — на первый план среди спортивных сооружений выдвигают­ся олимпийские комплексы. Такие комплексы стали символами престижа и гордости почти каждого города, хозяина Олимпиады. Крупным событием архитектурной практики стали олимпийские парки и сооружения в Токио, построенные в 1964 г. архитектором К.Танге. Мехико (1968 г.), Мюнхен (1972 г.) и Монреаль (1976 г.) по дожили прочное начало объеди­нению в целостные ансамбли спортивных сооружений и олимпийских деревень. Особен­но выразительный ансамбль был создан в 1988 г. в Сеуле. Бо­стонская (США) фирма «Ву и Вильяме», победившая в кон­курсе среди 39 участников, со­здала острую ландшафтно-градостроительную композицию, широко использовав особенно­сти рельефа и воды в сочетании с выразительными объемами спортивных залов и зданий олимпийской деревни.