Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ландш.архитектуры.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
21.22 Mб
Скачать

1 22. Москва. Дом купца м. Губина на Петров­ке. Генеральный план по чертежу м.Ф. Каза­кова. 1790-е гг.

Вариант плана городской усадьбы, в которой дом выходит фасадом на улицу, а парадный двор находится между домом и садом

К числу лучших московских усадеб принадлежал Пашков дом, приписывае­мый архитектору В. Баженову (рис. 123), и Голицынская больница архитектора М. Казакова (рис. 124). Сад Пашкова дома выходил к Кремлю, к реке Неглинке. Особенно красивым был сад Голицынской больницы. Он террасами спускался к прудам и дальше выходил к Москве-реке, завершаясь двумя стоящими и сей­час беседками. Этот сад, ничем не отли­чавшийся от усадебных, был тем не менее садом общественным, больничным. По­добные сады стали обычными и строи­лись при больницах до начала XX в.

123. Москва. Пашков дом. План усадьбы. 1784-1786 гг. Арх. В.И. Баженов (?)

Усадьба имеет типичный для Москвы план: во­рота в Ваганьковском переулке вели через парад­ный двор ко входу в дом, по другую сторону ко­торого на склоне к реке Неглинной находился сад. И. Рихтер в своей книге «Москва», изданной в 1801 г., писал о саде: «По неправильно искрив­ленным и змеящимся дорожкам вы сходите вниз, среди кустарников, по склону горы, на которой стоит дом. Внизу — два каменных бассейна, по­грели которых находится фонтан, а от улицы все этлеляется железной решеткой отличной работы. Сад и пруд кишат иноземными редкими птица­ми. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые в пестрые павлины живут здесь либо на свободе, ггпбо висят в дорогих клетках. Ради этих дикови-эок и прекрасного вида по воскресеньям и празд­никам собирается здесь множество народа»

124. Москва. Голщынская больница с садами. Генеральный план середины XIX в. Арх. М. Казаков

1 — главное здание больницы; 2 — картинная га­лерея; 3 — набережная с беседками-ротондами

К концу XVIII в. окончательно сфор­мировался тип русской усадьбы. Ее цент­ром стал дом, фланкированный хозяй­ственными постройками, огородами и хо­зяйственными садами. Усадебный сад на­чинался регулярным «французским» партером, примыкающим к дому и пере­ходившим в «английский» пейзажный парк. Размеры и композиции усадеб варь­ировались бесконечно. В простейших из них «французская» часть могла обозна­чаться клумбой, и «английский» парк ог­раничивался расчисткой поляны перед домом, открывавшей на него вид. Боль­шие усадьбы, принадлежавшие богатой знати, по размаху и роскоши приближа­лись к дворцам окрестностей Петербурга. К их числу относились, например, мо­сковские усадьбы графов Шереметевых Кусково и Останкино и Архангельское князей Юсуповых.

С подлинно столичным размахом построены такие усадьбы, как Софиевка конца XVIII — начала XIX вв. в Умани, в имении украинского магната графа Ф. Потоцкого (рис. 125). Парк знаменит своими рукотворными романтическими пейзажами. Таин­ственные ущелья и гроты, водопады и даже подземная река Стикс, — все это вызыва­ло удивление и восторг, способствовало славе парка. Его автор, инженер Л. Метцель, проявил и незаурядный талант ландшафтного архитектора, воплотив невероятные идеи заказчика в целостную, полную романтики, прекрасную композицию пейзаж­ного парка.