Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ландш.архитектуры.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
28.12.2019
Размер:
21.22 Mб
Скачать

63. Замок и сады Шенонсо над рекой Шер в окрестностях г. Тура. XVI в.

64. Замок и сады Шенонсо. XVI в.

1 — Сад Дианы де Пуатье; 2 — Сад Екатерины Медичи

Оба сада были устроены во второй половине XVI в. и восстановлены в XX веке. Сады фран­цузских замков XVI в. наследовали традиции средневековых регулярных садов и являлись предтечей барочных садов XVII в.

В отличие от Италии, где садами занимались, преимущественно, архитекторы и мастера по устройству фонтанов, во Франции выросли целые династии профессио­нальных садоводов, которых мы без малейшей натяжки можем называть ландшафт­ными архитекторами. Среди них особо выделяется семья Ленотров. Младший пред­ставитель трех поколений, Андре Ленотр, вошел в историю как один из лучших ма­стеров садово-паркового искусства. Ленотр создал Версаль, величайшее творение ар­хитекторов и садоводов Европы. Ему принадлежат такие блестящие образцы садов, как Во-ле-Виконт близ г. Фонтенбло в 60 км к юго-востоку от Парижа, Тюильри в Париже, Марли близ Лондона и многие другие. Ленотр, пожалуй, впервые создал большие по своему пространству сады, планы каждого из которых объединял еди­ный замысел (рис. 65).

1 — двор Белой Лошади; 2 — двор Фонтанов; 3 — оранжерея; 4 — сад Пиний; 5 — конюшни; 6 — огороды; 7 — большой партер; 8 — фонтан «Тибр»; 9 — каскад

Устройство садов заказывали богатейшие люди своего времени — «король-солн­це» Людовик XIV и его вельможи, начиная с министра финансов Фуке. Именно для Фуке в 1656 г. Ленотр, в содружестве с архитектором Луи Лево и художником Шарлем Лебреном, построил один из своих первых шедевров — Во-ле-Виконт {рис.66). В этом комплексе, растя­нувшемся на два с половиной километра и занимающем территорию более ста гек­тар, уже существуют все непременные элементы французского барочного парка. В первую очередь, это сильная компози­ционная ось, стержень всего регулярно распланированного, широко раскинув­шегося пространства ансамбля. Среднюю треть оси занимает смысловой центр композиции — замок и регулярные сады. Периферия ансамбля представляет со­бой лесопарк. Центральную группу за­вершают две полукруглые площади, к ко­торым лучами сходятся аллеи лесопарка.

Рельеф выражен в парке мало, вся композиция носит плоскостной харак­тер. Этому способствуют обширные площади, занятые водными зеркалами. Среди них — канал вокруг замка (вос­поминание о средневековых рвах), де­коративные бассейны, большой канал, пересекающий под прямым углом главную ось. Особенно характерны ре­гулярные партеры, располагающиеся по обе стороны главной оси в ее цент­ральной части. Они образуют большое открытое пространство, окаймленное вы­сокой зеленью боскетов и периферийного лесопарка.

Отдельные элементы парка разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко выраженными пространственными доминантами. Формирование среды во французском загород­ном саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопо­ставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек.

66. Во-ле-Виконт. Центральная часть

_________________________________________________________

Успех Во-ле-Виконта был триумфальным. Уже в 1661 г. Ленотр и Лево получили заказ Людовика XIV на проектирование грандиозного дворца и парка в Версале, ма­леньком городке в окрестностях Парижа. Через семь лет, к концу 1660-х гг., здесь, на месте сада Людовика XIII площадью около 100 га, возник гигантский дворцово-парковый комплекс. Планировочные мероприятия охватили территорию около 10 ООО га (10 км2). Дворец, который вслед за Лево достраивался архитектором Жю-лем Ардуэном Мансаром, вытянулся на 500 м. Подобно Во-ле-Виконту, вся компо­зиция построена вдоль главной оси восток-запад, протянувшейся (только в преде­лах ансамбля) на 4 км.

Версаль имеет немало общего с Во-ле-Виконтом в принципе построения плана, в концепции пространственного решения. Вместе с тем, Версаль представляет собой качественный шаг вперед. Ленотр мастерски сочетает крупный градостроительный масштаб планового решения с тщательной проработкой локальных ансамблей и де­талей. Почти всюду в парке ощущаются гигантские масштабы ансамбля (рис. 67). Открываются новые и новые точки зрения на его ключевые элементы — дворец и Большой канал. В глубине перспекти­вы теряются просеки и аллеи. Одно­временно один за другим раскрывают свою красоту цветочные партеры, зер­кала бассейнов и каналов, широкие по­логие лестницы. Интересен эффект Большого Трианона, повторяющего в миниатюре планировочную структуру Версаля в целом.

____________________________________________________