
- •1. Етапи розвитку феноменологічного вчення е. Гусерля.
- •2. * Предмет та завдання феноменології. Інтерпретація гасла е. Гусерля «Назад до самих речей!».
- •3. Феноменологія у контексті філософії XX століття.
- •4. Феноменологічна критика натуралізму, психологізму та історицизму.
- •5. Поняття інтенційності у феноменології.
- •6. Головні ідеї праці «Філософія як строга наука».
- •7. Розуміння «феномену» у феноменологічних концепціях Гусерля та Гайдеґера.
- •9. Природна та феноменологічна настанова у вченні Гусерля.
- •10. Поняття редукції: головні етапи та зміст.
- •11. Проблема конституювання змісту свідомості.
- •12. Ноема, неоза та ноематичне ядро.
- •13. Феноменологічна концепції внутрішньої свідомості часу.
- •14. Концепція інтерсуб'єктивності у феноменології Гусерля.
- •15. Проблема соліпсизму у феноменології та спроба її подолання.
- •25. Концепція «життєсвіт» як культурно-історичної передумови пізнавального відношення людини до світу.
- •29. Головні етапи та можливості застосування феноменологічного методу.
2. * Предмет та завдання феноменології. Інтерпретація гасла е. Гусерля «Назад до самих речей!».
Феноменология (от греч. "феномен" и "логос" - учение о феноменах/явлениях) - это обозначение философского движения, появившегося в начале 20 века, а также своеобразной практики осмысления, пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Феноменологическая практика находит свое применение не только в философии, но и в психологии, психиатрии, социологии, исторических науках, искусствоведении, других дисциплинах. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта, которые в обыденной жизни остаются незримыми, зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно описательный (а не объяснительный, каузальный) характер исследования; наличие определенных методологических правил и принципов организации исследовательской работы.
Девиз феноменологической философии - "К самим вещам!" (нем. Zu den Sachen selbst!) - требует отбросить все концептуальные "очки" и идеализации на пути нашего взгляда на вещи, в определенном смысле забыть школьные уроки естественной и гуманитарной догматики, ориентироваться лишь на опыт непосредственного явления вещей. Понятно, что писать об этом много проще, чем осуществлять: ведь чаще всего мы даже не замечаем, что имеем дело не с самими вещами, а заменяющими их схемами, символами, симулякрами; мы с легкостью переносим свойства артефактов на сами предметы и обратно, очень часто смешивая их. Глядя на мир, мы видим его в свете господствующих естественнонаучных (или каких-либо иных) гипотез и способны заметить в нем лишь то, что укладывается в "прокрустово ложе" таких концепций. Чтобы научиться видеть сами вещи мало "читать" феноменологические тексты, нужно постоянно пытаться практиковать феноменологический метод. Первое, что надлежало бы научится видеть - это свое собственное видение и его детерминанты. Научиться схватывать свой взгляд возможно при помощи рефлективного обращения внимания. Критическое осмысление такого опыта будет способствовать освобождению от бессознательно используемых схем восприятия и мышления.
3. Феноменологія у контексті філософії XX століття.
Феноменология появилась на свет вместе с "Логическими исследованиями" Гуссерля (первый том - 1900, второй - 1901). Нужно сказать, что Гуссерль изначально преследовал цель создания отнюдь не феноменологии , а "чистой логики", "чистота" которой обозначает именно чистоту от всего психологического. Однако в процессе работы над "чистой логикой" встала задача четко развести идеальную (то бишь, логическую) и реальную (психическую) стороны мышления, а также изучить каждую из сторон в ее своеобразии. Гуссерль, будучи приверженцем строгого хода мысли, был вынужден обратиться к феноменологической пропедевтике (т.е. подготовительной работе) к чистой логике. Постепенно феноменологическая составляющая в учении Гуссерля начинает доминировать и он почти забывает о своем изначальном проекте, полностью погружаясь в пучины открываемого опыта.
В начале 20 века существовал круг феноменологически мыслящих философов и психологов, которые одновременно с Гуссерлем приходили к феноменологическим идеям через "дескриптивную психологию" Брентано и разработки современных психологов. Один из старших учеников Брентано, бывший одно время наставником Гуссерля, Карл Штумпф (Stumpf, 1848 - 1936) ратовал за "экспериментальную феноменологию" и пытался ее осуществить, исследуя звуковые восприятия. В 1900 году появляется "Феноменология воления" Александра Пфендера (Pfänder, 1870 - 1941), написанная под влиянием идей Брентано и аналитической психологии Теодора Липпса. Помимо Пфендера, из школы Липпса вышел Мориц Гайгер (Geiger, 1880 - 1937), учившийся также у Вундта и Гуссерля. Он известен своими исследованиями чувства эстетического удовольствия и эмпатии. Разносторонними интересами в феноменологии обладал Адольф Райнах (Reinach, 1883 - 1917), сочинения которого недавно стали доступны на русском языке. Пожалуй, наиболее влиятельным представителем ранней феноменологии является Макс Шелер (Scheler, 1874 - 1928). Помимо феноменологии, Шелер внес значительный вклад в становление философской антропологии и аксиологии. Особое внимание Шелер-феноменолог уделял эмоциональной жизни ввиду ее внутренней связи с миром ценностей, этим проблемам посвящена его книга "Сущность и формы симпатии".
Учившийся у Гуссерля польский философ Роман Ингарден (Ingarden, 1893 - 1970) многое сделал для популяризации идей феноменологии в восточной Европе. Его оригинальные феноменологические труды посвящены, главным образом, проблемам эстетики. Сохранилась и издана переписка Гуссерля и Ингардена.
Когда-то Гуссерль утверждал: "Феноменология - это я и Хайдеггер". Действительно, среди всех учеников Гуссерля Мартин Хайдеггер (Heidegger, 1889 - 1976) является самой значительной и самобытной фигурой в феноменологии. Более того, многие исследователи полагают, что по глубине мысли и влиянию на последующую философию Хайдеггеру нет равных в 20 веке. Мышление Хайдеггера не укладывается "без остатка" в рамки как гуссерлевской феноменологии, так и феноменологии вообще. Но и здесь Хайдеггер не довольствовался ролью "последователя", простого (или даже критического) восприемника идей Маэстро. Хайдеггер пытался быть феноменологичнее самого Гуссерля, вскрывая принятые им на веру предубеждения и несоответствия в достижении собственных идеалов. Поздняя феноменология Гуссерля, его учение о "жизненном мире" несут на себе явный отпечаток обратного влияния Хайдеггера и скрытой полемики с ним. О трактате Хайдеггера "Бытие и время" (1927, посвящен Гуссерлю) написаны горы философской макулатуры Творчество позднего Хайдеггера (после знаменитого "поворота" 30-х годов) претендует быть отнесенным к поэзии, оно целиком в языке, который, по Хайдеггеру, является "домом бытия". Кроме того, огромная часть наследия Хайдеггера (всего в его полном собрании сочинений более 100 томов) представляет собой интерпретации философов и поэтов: досократиков, Аристотеля, Дунса Скота, Канта, Шеллинга, Гегеля, Ницше, Гёльдерлина, Георге, Тракля и др.
Жана Поля Сартра (Sartre, 1905 - 1980), который также принадлежит к Феноменологическому движению. В молодости Сартр учился в Германии и попал под влияние идей Гуссерля. Его ранние философские произведения - "Воображение", "Очерк теории эмоций", "Воображаемое" посвящены проблемам феноменологической психологии и выполнены вполне в духе гуссерлевского "интенционального анализа". Значительное влияние на переход Сартра к экзистенциальной проблематике оказало хайдеггеровское "Бытие и время", мотивы которого явно прослеживаются в фундаментальной книге Сартра "Бытие и ничто" (1943), где разрабатывается "феноменологическая онтология". Отдельного разговора заслуживают политические взгляды Сартра и его литературная деятельность, облекающая в плоть и кровь философские идеи. К сожалению, этим разговорам здесь не место. Отмечу лишь только, что в 1964 году Сартру была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался.
К экзистенциализму был близок еще один французский философ - представитель феноменологического движения Морис Мерло-Понти (Merleau-Ponty, 1908 - 1961). Его интересы в феноменологии сосредоточены, главным образом, вокруг проблем восприятия, взаимосвязи человека и мира. В своей "Феноменологии восприятия" (1945) Мерло-Понти попытался обосновать восприятие в качестве первичного опыта.
Французский философ Эмманюэль Левинас (Levinas, 1905 - 1995), изучавший феноменологию у Гуссерля и Хайдеггера, стал одним из проводников феноменологических идей во Франции. В его переводе вышли "Картезианские медитации" Гуссерля, опередив публикацию немецкого оригинала. Главными темами творчества Левинаса были проблемы этики и отношения с Другим (см. Интерсубъективность), а также воспринятые у Хайдеггера темы личного и безличного бытия.
Многогранное творчество французского философа Поля Рикёра (Ricoeur, р. 1913) также имеет прямое отношение к феноменологии. Рикер перевел знаменитые "Идеи I" Гуссерля на французский и представил их критический анализ. Результатом его исследований проблематики воли стала двухтомная "Философия воли", где Рикер смещает общую направленность феноменологических штудий с познавательной на практическую сторону жизни, считая волю "интенцией par exellence".
Среди наиактивнейших участников Феноменологического движения должны быть упомянуты Людвиг Ландгребе (Landgrebe) и Ойген Финк (Fink) - ассистенты Гуссерля (а потом - профессора), благодаря самозабвенным усилиям которых до читателей дошли многие произведения основателя феноменологии.
В начале 20 века феноменология активно проникала и в умы российских философов. Этому способствовал существовавший в то время русско-немецкий журнал "Логос", где публиковались феноменологические произведения, в том числе, программная работа Гуссерля "Философия как строгая наука". С приходом Советской власти с феноменологическими интересами было покончено на десятилетия. (шпет)
Следует отметить, что феноменология оказала большое влияние на развитие психиатрии в 20 веке. Проводниками этого влияния стали, в частности, Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер и Медард Босс.