Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Педагогика в медицине.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
811.01 Кб
Скачать

1.2. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача

Согласно выделенным выше направлениям гуманизации, мы предполагаем рассмотреть широкое поле практической медици­ны, которое не предусматривает прямого внедрения (или вовле­чения) педагогических знаний «в чистом виде». Здесь они играют совершенно иную роль, чем при организации процесса образова­ния, в который вовлечены в качестве оснований для построения обучения основам профессии. Педагогические знания для врача имеют функцию ориентировки в деятельности.

Как известно, любая практическая деятельность многомерна и разнопланова. В основе деятельности врача лежат специальные зна­ния, в целом относящиеся к естественным наукам. Однако понят­но, что в ситуации практического действия врач выступает и как сотрудник медицинского учреждения, или шире — как представи­тель индустрии здоровья, и как человек, реализующий личные от­ношении и связи с пациентом и другими людьми, и как професси­онал, обязанный действовать согласно нормам, принятым в этой деятельности, и постоянно повышать уровень своего мастерства. Для того чтобы действовать, любой человек всегда первоначально оце­нивает (более или менее целенаправленно) ситуацию с разных сто­рон. При этом его точки зрения часто предопределены предыду­щим опытом и полученными в ходе образования знаниями.

Однако в деятельности врача нередко возникают ситуации, в которых обращение к блоку естественно-научных знаний помочь не может. К ним можно отнести общение с подчиненными и на­чальством, разрешение деловых конфликтов, установление отно­шений с пациентом и его родственниками и т.п. Особым образом выделим такие ситуации, которые предполагают не только при­нятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия. В этих слу­чаях недостаточно только осознания собственной позиции и при­влечения неких положений, описывающих поведение людей, вклю­ченных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступа­ющие в функции регуляторов деятельности и дающие представ­ление о возможных вариантах действий. Таким практическим зна­нием, отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.

Рассмотрим более пристально ситуацию действия, в которой востребована психолого-педагогическая установка и которая мо­жет быть принята как ситуация своей компетенции и врачом, и педагогом. Социальная функция педагогики состоит в том, чтобы осуществлять культурную связь поколений, с одной стороны, реа­лизуя передачу накопленного человечеством опыта, а с другой — поддерживая образовательные потребности новых поколений че­рез организацию процессов обучения, создающих возможности для саморазвития и творческой деятельности по усвоению этого опыта. Предназначенная для этих целей педагогическая деятель­ность во всех ее наиболее важных направлениях описана в таких науках, как дидактика, методика преподавания, философия об­разования, история педагогики. Вне реальной ситуации учения-обучения подготавливаются материалы и технологии образования, привлекаются основания самых разных областей человеческого зна­ния. Любая реальная ситуация встречи человека с культурным со­держанием и его носителем всегда оказывается уникальной и еди­ничной. Однако в теории обучения (дидактике) разрабатываются общие представления о том, как должно проходить обучение в соответствии с разнообразными требованиями, предъявляемыми к работе педагога и с позиций предмета, которому он учит, куль­турных идей и ценностей, которые он должен донести до адреса­та, и с точки зрения особенностей этого адресата.

В самом общем виде педагогические действия предполагают об­ращенность к какому-либо человеку, но одновременно и к опре­деленному культурному содержанию с целью его передачи и ус­воения этим человеком. В рамках обобщенного понимания педаго­гической ситуации такого человека называют учеником (более точно, учащимся). В дальнейшем изложении и мы под словом «уче­ник» будем подразумевать человека, постигающего некое куль­турное содержание, для него неизвестное, чуждое, но необходи­мое к усвоению. Для педагогической ситуации принципиально, что между педагогом и учеником лежит особый предмет, сформи­рованный в ходе отбора культурного содержания. Этот предмет и является частью содержания образования, в процессе обучения его называют учебным предметом. Схематично педагогическую си­туацию можно описать как наличие трех составляющих и их свя­зей: педагог, ученик и то отобранное культурное содержание, которое приготовлено к передаче.

Важно указать на «неравный» характер отношений педагога и Ученика к предмету обучения или практическому научению. Пе­дагог в силу знания предмета, понимания необходимости владе­ния им для какой-либо деятельности обычно несет на себе цен­ность и ответственность по отношению к культурному содержа­нию. Понятно, что исполнение педагогических задач может осу­ществляться с разной степенью личной активности, социальной ответственности и творчества, но «нагруженность» культурным! содержанием у человека, реализующего психолого-педагогичес­кую позицию, всегда больше, чем у того, кто это содержание, этот предмет осваивает. Ученик в силу того, что еще не знаком содержанием, возможно, имеет только первый опыт обращения к нему, часто остается неактивным, не умеет проявить свое нему отношение, предвидеть затраты, связанные с постижением предмета усвоения, предусмотреть шаги обучения и регулировав свое общение с педагогом. В подобной ситуации ученик во многом остается объектом воздействия педагога, тогда как последний, яв­ляясь «хозяином» ситуации, сам обустраивает ее: планирует взаи­модействие, допускает большую или меньшую степень участия ученика, добивается получения того или иного результата, осуществляет контроль за усвоением и т.п.

Можно утверждать, что в любой деятельности довольно часто возникают ситуации, в которых один из участников оказывается, в силу самых разных обстоятельств, недостаточно приспособленным, оснащенным, а другой — целиком берет на себя задачу выделить содержание обучения, необходимое для передачи ученику. При этом человек, принявший на себя заботу об улучшении действий ученика путем обучения, становится проводником из существующей ситуации в желаемую, из состояния незнания в состояние знания, из неумения в умение. Его деятельность оказывается одновременно направленной как на действия того, кому оказывается помощь и поддержка, так и на тот предмет, который должен быть освоен в ходе учения-обучения.

Сегодня практика подобной позиции реализуется не только в профессионально-педагогической деятельности. Круг профессий, работающих с человеком и осуществляющих поддержку в самых разнообразных ситуациях его неоснащенности, неприспособлен­ности по отношению к каким-либо действиям, значительно расширяется. Кроме педагогов в него, безусловно, входят практикующие психологи и психотерапевты. Врачи, по-видимому, занимают отдельную нишу, так как их помощь не всегда до конца осознается адресатом воздействия и даже в некоторых случаях может быть воспринята пациентом-клиентом неадекватно. Понятно, что выделяемое для передачи культурное содержание, его объем и методы его преподнесения будут различными не только для пред­ставителей каждой из этих профессий, но и в любой отдельной ситуации встречи двух людей — одного в позиции ученика, и, следовательно, нуждающегося в поддержке и помощи, и другого, берущего на себя ответственность за передачу ему некоего культурного содержания и за осуществление им постижения, понимания, усвоения.

Во всем многообразии человеческой жизни каждый сталкивается с ситуациями, которые могут быть определены с точки зрения педагогики. Часто позиции ученика и педагога обозначены социальными ролями или имеющимся у участников жизненным опытом. Так, дети почти автоматически воспринимаются в каче­стве учеников, а на родителей возлагаются педагогические функ­ции, так же как и на лектора или выступающего по отношению к аудитории. И пациент почти всегда ждет от врача не только про­фессиональной помощи, но и человеческой поддержки, которая не в последнюю очередь связана с передачей опыта, руководством в формировании умений и пр. Таким образом, пациент готов быть «учеником», он нуждается в том, чтобы врач занял по отноше­нию к нему позицию, сходную с педагогической. Важно подчерк­нуть, что особое значение имеет умение врача распознать такую ситуацию и принять на себя ответственность и руководство паци­ентом при условии партнерских отношений и открытой установ­ки на сотрудничество.

Вместе с тем в практике повседневной работы врач попадает в педагогическую ситуацию не только с пациентом. В качестве его партнера-ученика могут выступать другой работник здравоохра­нения (коллега-врач или средний медицинский персонал), род­ственники пациента, работники смежных с медициной специ­альностей — социальные работники, психологи и др. В работе врача в качестве педагогических могут быть при­знаны следующие случаи:

  • обучение младшего медицинского персонала отдельным приемам и навыкам;

  • передача личного опыта коллегам;

  • составление методики приема лекарственных препаратов для пациента;

  • обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными;

  • формирование у пациента ответственного отношения к лечению;

  • объяснение ему значения процедур и лекарственных средств;

  • убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни;

  • участие в просветительских программах;

  • составление программ профилактики разного уровня (для отдельного пациента, групп больных и т.д.).

В некоторых случаях врач, особенно начинающий, молодой человек без серьезного жизненного опыта, оказываясь в подоб­ных обстоятельствах, может испытывать нехватку психолого-пе­дагогической компетентности и попасть в затруднения, связан­ные с необходимостью действовать необычным образом. Будет много хуже, если в реальной ситуации он со­всем не увидит необходимости гуманизации своих действий, от­кажется занять по отношению к человеку (или группе лиц) педагогическую позицию или даже не поставит перед собой подобной цели.