Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 3 лекции по истории экономики.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
218.11 Кб
Скачать

Неокейнсианство.

В послевоенный период в большинстве развитых стран кейнсианство заняло доминирующие позиции в академической науке и хозяйственной практике. Многочисленные последователи Джона Мейнарда Кейнса разделяли его взгляды на нестабильность капиталистической экономики и необходимость её государственного регулирования. Вместе с тем в кейнсианстве появился ряд новаций, позволяющих говорить о его трансформации в неокейнсианство и посткейнсианство. Новые явления в кейнсианстве в первую очередь связаны с теориями циклического развития и экономического роста.

Первые десятилетия после 2-ой мировой войны были весьма благоприятны для экономического развития ведущих стран. Рост производства отличался невиданным динамизмом, что, однако, порождало свои противоречия. Так, хозяйственная практика показала, что бурный инфляционный подъём для экономики так же нежелателен, как и затяжные спады. От экономической теории потребовалось изучение причин этих явлений. А для этого необходимо было разработать целостную теорию развития цикла, изучить его как единство всех четырёх фаз, не ограничиваясь только стадией депрессии, проанализировать механизм функционирования для того, чтобы предложить систему мер антициклического регулирования. В соответствии с требованиями времени эти вопросы нашли широкое отражение в трудах Роя Форбса Харрода, Евсея Домара, Джона Хикса и др. (теории экономического роста). Наибольшую известность благодаря разработке теории циклического развития приобрёл американский экономист Элвин Хансен (1887-1975), профессор Браунского, Миннесотского и Гарвардского университетов. Его часто называют «американским Кейнсом», поскольку многие американские экономисты именно по Элвину Хансену определяли движущие силы экономики.

Посткейнсианство.

В посткейнсианстве, сложившемся в 50-70-х гг., можно выделить два течения: с одной стороны, оно представлено учениками Джона Мейнарда Кейнса, работавшими в Кембридже (Джоан Вайолет Робинсон, Пьеро Сраффа и др.); с другой стороны – американскими экономистами Пол Девидсон, Сидни Вайнтрауб и др. Подобно Джону Мейнарду Кейнсу, эти учёные выступают за активное вмешательство государства в экономику.

Первое течение выросло из «левого кейнсианства», которое выступало за увеличение заработной платы как фактора расширения эффективного спроса, за ограничение власти монополий, за социальную ориентацию государственных расходов как средства повышения занятости. Признанным лидером его являлась Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983), профессор Кембриджского университета.

Робинсон стремится обобщить теорию Джона Мейнарда Кейнса, распространить его краткосрочный анализ на проблемы долгосрочного развития. В этой связи она исследует основные факторы, влияющие на долговременный рост экономики, а также выявляет причины отклонения от устойчивого роста.

Методология посткейнсианства основывается как на идеях Джона Мейнарда Кейнса, так и на классической политэкономии (Давид Рикардо и Карл Генрих Маркс), американском институционализме и радикальной экономической теории. Отказ от традиций неоклассиков – теории предельной производительности и предельной полезности, наиболее отчётливо проявился: 1) в разработке новой теории накопления капитала, экономического роста и распределения продукта; 2) в развитии нового подхода к теории ценности, основанного на возрождении классической политэкономии.

Другим видным представителем посткейнсианства является Пьеро Сраффа (1898-1983). Сраффа рассматривает вопросы, не слишком интересовавшие кейнсианцев старшего поколения: ценность и цену. При этом он критикует те составляющие теории неоклассиков, которые кейнсианцы принимали ранее – теории предельной производительности и предельной полезности. Как известно, по теории предельной производительности Джона Бейтса Кларка, заработная плата, процент и рента равны предельным продуктам факторов производства и в сумме исчерпывают весь чистый общественный продукт. Концепция цены равновесия у неоклассиков одновременно решает проблемы ценообразования и распределения. Но Сраффа, как и Робинсон, считает, что теория предельной производительности не определяет относительные доли факторов производства в общем продукте. Более того, само предложение факторов производства находится под влиянием отношений распределения, которое является сферой приложения социальных сил. Поэтому Сраффа предлагает вернуться к концепциям ценообразования классической политэкономии – Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля и Карла Генриха Маркса. Определение цен издержками производства как у Давида Рикардо предполагает и признание обратной зависимости между заработной платой и прибылью.

Таким образом, современное кейнсианство представляет собой сложный результат эволюции идей Джона Мейнарда Кейнса. Причём дискуссии вокруг форм, методов и масштабов государственного регулирования экономики то затухают, то вновь возрождаются и вряд ли когда-нибудь прекратятся, поскольку сама экономическая ситуация подвержена постоянным изменениям.