Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по филос. АГАУ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Литература

  1. Гриненко Г.В. История философии: учебник. − 3-е изд., испр. и доп. − М.: Юрайт, 2010.

  2. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для студентов вузов. − М.: Юрайт, 2011.

  3. Налётов И.З. Философия: учебник. − М.: ИНФРА-М, 2010.

  4. Спиркин А.Г. Философия: учебник. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: Юрайт, 2011.

  5. Философия: учебник для вузов / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. − М.: Академический проект, 2009.

Глава VII. Европейская философия второй половины XIX-XX веков

§ 1. Культурные истоки

И характерные особенности современной западной философии (вторая половина XIX-XX веков)

Вторая половина XIX в. ознаменовалась возникновением целого ряда принципиально новых тенденций во всех сферах об­щественной жизни. В области техники происходит переход к массовому индустри­альному производству и использованию гигантского потенциала новой – электро­магнитной энергии. Это сопровождается не только дальнейшей механизацией, стандартизацией и неизбежно вытекающей отсюда обезличкой физического труда, но все возрастающей специализацией и технизацией труда интеллектуального, когда ученый – некогда учитель жизни и мудрец – постепенно превращается в узкого специалиста-профессионала, в того самого пролетария умственного труда, который больше не может претендовать на статус мудреца, причастного ко всеобщим истинам и веч­ным ценностям.

Сама научная задача отныне расчленяется на отдельные компоненты, испол­нитель которых может в некоторых случаях не знать об общем плане и конечных целях научного исследования. Это приводит к изменению связи между личностью ученого и использованием результатов его открытий. Ученый как бы удаляется от практической реализации научных открытий, в меньшей степени чувствует от­ветственность за их использование. Для общества же, в свою очередь, становится важным не столько сам ученый как личность или процесс совершения открытий, сколько полученный результат.

Мало того, именно научными лабораториями и институтами, а вовсе не труда­ми ученых-одиночек теперь целенаправленно изобретаются и внедряются не толь­ко полезные технические устройства, но во всевозрастающих масштабах и орудия массового уничтожения, например, пулеметы и ядовитые газы. Но, значит, больше нельзя ставить знак равенства между разумом и моралью, наукой и безусловными ценностями. В этот период начинают подвергаться серьезным сомнениям, каза­лось бы, незыблемые просвещенческие культы автономного и самоценного науч­ного разума, а также безудержного технического прогресса.

В сфере экономических отношений происходят не менее существенные сдвиги. Капитализм переходит в монополистическую фазу своего развития. Формируются первые транснациональные корпорации, и образуются зачатки глобального товарного и финансового рынков. Начало процесса глобализации сопровождается не только углублением разрыва между богатой и бедной частя­ми населения, экономически развитыми и колониальными странами, но также формированием культа массового и ничем не ограниченного материального по­требления. В области взаимоотношений с природой это оборачивается зачатками опять-таки глобального экологического кризиса; в со­циальной сфере – нарастанием классовых противоречий с требованиями эконо­мического равенства; в области международных отношений – возникновением массы локальных военных конфликтов и подготовкой почвы для мировых войн за экономический передел мира.

В этот же период впервые явственно обнаруживается кризис урбанизма: социальная атомизация и нарастание чувства пси­хологической заброшенности у людей в условиях ослабления родовых и семейных связей, сокращение продолжительности жизни городского населения, возникнове­ние феномена массовых психических эпидемий. Кризис урбанизма нашел блестя­щее отражение в романах Ф.М. Достоевского, в поэзии Э. Верхарна.

Искусство ХIХ в., особенно второй его половины характеризуется нарастанием жанрового и тематического разнообразия, художественным мироощущением кризиса традиционных ценностей и межчеловеческих отношений. Так, романтизм как новый стиль в искусстве и особое мироощущение возникает в Европе после разочарования в возможности рационального устройства общества. Романтики (Теодор Жерико, Эжен Делакруа, А. Беркли – в живописи; Виктор Гюго, Стендаль, Флобер, Гете, Гофман, Гейне, Байрон, Шелли – в литературе) отрицали классицизм. Они пытались уйти от трагической действительности в мир человеческих страстей и переживаний, показать неприемлемый характер конфликта между свободной творческой личностью и обществом. Конфликтное и трагическое переживание реальности в романтическом искусстве усугубляется тем, что на стадии развитой технической цивилизации художественное творчество человека также начинает приобретать прикладной, утилитарный характер.

С середины ХIХ в. разочарование в идеалах классицизма и романтизма в свою очередь привело к формированию реалистической литературы и иных видов искусства. Выдающимися представителями в европейской живописи были Г. Курбе, Ф. Милле, в литературе – Бальзак, Гюго, Флобер, Диккенс, Теккерей, Шоу. Писатели и художники выступали за четкость, простоту и ясность выражения идей, использовали приемы психологического анализа, писали о противоречиях и проблемах в обществе, сосредотачивая внимание на быте и условиях жизни.

Реалисты стремились к правдивому отображению действительности, давали глубокий анализ социальных явлений, выступали против как чрезмерного натурализма, так и идеализации каких-то сторон жизни. Подобное художественное осмысление реальности создавало предпосылки для использования искусства в качестве средства агитации и пропаганды пролетарской идеологии и жизненных ценностей трудящегося человека – одного из главных героев того времени.

В искусстве, в том числе в литературе ХХ в. при сохранении многих художественных традиций ХIХ в. усиливается дух формотворчества и волюнтаризма (авангард, сюрреализм, примитивизм), что достигает вершины во второй половине ХХ в., в искусстве постмодерна.

В конце ХIХ и особенно в ХХ вв. процессы технической и экономической глобализации начинают все активнее сопровождаться тенденцией культурной унификации, утратой целыми континента­ми своего национального своеобразия и самобытности. Стандартизация культуры со все возрастающей скоростью идет параллельно со стандартизацией жизни от­дельной человеческой личности. Именно эта тенденция с особенно болезненной остротой отмечается мыслителями самой различной идейной ориентации и нацио­нальной принадлежности.

Раздробленность и противоречивость бытия человечества во второй половине ХIХ в. лишь усугубляется в веке ХХ, который остается в истории человечества веком несбывшихся надежд, где безудержный научно-технический прогресс не решил ни одной из общекультурных и общегуманитарных проблем человечества: социальной нищеты огромных масс населения планеты, деградации среды обитания, расовой и религиозной розни. Эта противоречивость и трагизм человеческого бытия найдут свое отражение в современной западной философии.