Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по филос. АГАУ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.53 Mб
Скачать

§ 2. Ключевые идеи немецкой классической философии

По существу немецкая классическая философия совершила духовно-мировоззренческую революцию в Европе, не уступающую по своей значимости политическим революциям того времени. В ней были выдвинуты и обоснованы следующие идеи.

1. Идея закономерного диалектического развития мира и человека через взаимодействие противоположностей, через скачки, отрицание старого новым. Само мышление индивида, постигающее диалектический объект, также должно быть диалектическим и гибким. И, как следствие, возникла новая логика мысли − не формальная, идущая от Аристотеля, а диалектическая, созданная гением Гегеля, отрицающая аристотелевский «закон исключения противоречия». Диалектическая логика не только не исключает противоречие, но видит в нем источник развития мысли об объекте, поскольку соответствует диалектике самого объекта.

Но логика для Гегеля – это еще и онтология, где развивается лежащая в его основе абсолютная логическая идея (панлогизм – отождествление мышления и бытия). Немецкая диалектика, таким образом, стала противовесом господствовавшему в европейской науке и философии механицизму, в котором все сводилось к количественному уменьшению или прибавлению атомов и объяснялось неизменными законами механики.

2. Идея социально-исторической сущности человека, которая не является неизменной, а зависит от культурно-исторических условий его существования. Сущность человека динамична и исторична и может быть понята лишь из конкретного исторического контекста его бытия.

3. Идея активности субъекта познания и практики. Человеческое сознание – не пассивное зеркало мира. Оно конструктивно отражает мир и даже творит его.

И. Кант первым приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки, внося в него причинность, связь, необходимость, субстанциональность и т.п. Наши знания – это не мертвый слепок вещей и их связей, а духовная конструкция, построенная воображением из материала чувственных восприятий. В результате Кант приходит к агностицизму, утверждая, что сознание имеет дело с явлением вещей, но не с вещами как таковыми, остающимися непознанными «вещами-в-себе». Познаем мы, стало быть, лишь явления (феномен) вещей, а не их сущности (ноумены). Однако в своем агностицизме Кант одинок: ни Гегель, ни Шеллинг, ни тем более Фейербах не разделяли его позицию, хотя и не отрицали активность субъекта познания, просто не полагали пропасть между сущностью и явлением. У всех философов немецкой классики рациональное мышление – демиург бытия, а человек активен и конструктивен в своей познавательной деятельности. Своеобразным продолжением этой идеи и одновременно её логическим завершением стал субъективный идеализм Фихте: наше «Я» творит мир, который представляет собой «не-Я».

4. Идея моральной автономии человека. Человек обладает разумом и свободой выбора. Он отвечает за свои поступки не перед Богом, а перед собой и другими людьми. Начиная с Канта предпринимаются первые попытки создания последовательной внерелигиозной этики.

Системы нравственных правил, считает Кант, не должны опираться на религиозные догмы или жизненный опыт людей, т.е. на внешние авторитеты и принцип полезности. И то, и другое не может быть достаточным основанием нравственности, так как не исходит из понятия свободы. Автономная мораль – это свободное следование долгу. При этом свобода трактуется всеми немецкими философами не как природное, естественное состояние. Напротив, «естественное состояние, – пишет Гегель во Введении в «Философию истории», – оказывается скорее состоянием бесправия, насилия, вызываемым необузданными естественными влечениями». Свободу можно приобрести только «посредством бесконечного воспитания, дисциплинирующего знания и волю».

Для Фихте, воспринявшего этическую философию Канта как философское откровение, человек реализует свое моральное призвание в полной мере, лишь вступая в связь с другими людьми. Человек становится свободным существом лишь тогда, когда понимает, что обязан ограничить свою свободу, признавая свободу других. Шеллинг также оценивает объективность морального законодательства с позиций рационализма, утверждая, что разум является средством реализации нравственной цели.

5. Идея социального прогресса в истории. Для немецких философов человеческая история имеет определенную направленность и закономерное диалектическое развитие. В отличие от наивных натуралистических взглядов сторонников французского Просвещения, связывавших социальный прогресс с развитием науки и образования, немецкие мыслители попытались выявить собственные законы истории и её цель. Гегель видел сущность всемирной истории в познании свободы и ее реализации в государственных институтах. Каждый народ с присущим ему «народным духом» представляет собой одну из ступеней всемирной истории. Все мировое развитие Гегель представил как поэтапное разворачивание абсолютной идеи.

У Шеллинга близкая к гегелевской трактовка истории как процесса божественного самопознания творческими усилиями человека. Шеллинг считает, что специфика развития истории заключается в том, что особое значение здесь приобретает сочетание свободы и необходимости.

Немецкая диалектика, выступив против креационизма и механицизма, подготовила философскую почву для дарвиновской теории эволюции, теории геологического и социального развития Земли.

6. Критика религиозного мировоззрения содержится в трудах Л. Фейербаха. Религия – это не обман церковников, а перенос на Бога и природу тех качеств, которые присущи самому человеку. В религиях лучшие человеческие качества (разум, доброта, бескорыстная любовь, милосердие, свободная воля), будучи нереализуемыми в действительной жизни людей (из-за несовершенства общественного и природного бытия), отчуждаются от человека и приписываются совершенному существу – Богу. Бог, таким образом, это отчужденная и гипостазированная13 сущность человека.

Следствием критики религии, в основе которой лежат страх и надежда, у Фейербаха стала попытка создать новую гуманистическую религию человека, основывающуюся на знании и позитивных эмоциях.

Кант воздерживался от публичных высказываний на тему религии из-за предупреждения, сделанного ему властями после опубликования сочинения «Религия в пределах только разума». Он считал, что бытие Бога рационально вообще доказать нельзя, но для принятия Бога есть нравственные основания, ибо праведники должны в Царствии Божьем получать награду, а зло наказываться.

У Гегеля Бог – это абсолютная логическая идея, саморазворачивающаяся в себе, потом переходящая в природу, а затем посредством человека сознающая сама себя: в искусстве (на основе чувств и образов), в религии (в представлениях) и в философии (в понятиях). Гегель считает, что философское познание является высшей формой познания Бога, ибо сам Бог − идея, понятие, а потому философия выше религиозного чувства. Не отказываясь от идеи Бога, он максимально логизирует его – не воля или любовь составляют его сущность, а логический закон.