Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пружинин Б. Контуры культурно-исторической эпис...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.12.2019
Размер:
2.73 Mб
Скачать

104

Раздел I. Методологическая рефлексия над наукой: функции и структура

ний мир, предстают как знаки, указывающие на смыслы волево­го усилия Бога. Познание есть попытка раскрытия этих смыслов путем свободного творческого конструирования различного рода обобщающих концептуальных конструкций. Так что освященные античной традицией онтологические представления предстают здесь как, в общем, рядовые продукты конструктивной деятель­ности человека, построенные им в пространстве его внутреннего мира. Соответственно, на место учений о бытии, но в том же ка­честве основы духовного опыта, заступают теперь учения о позна­нии (теории познания, гносеология, эпистемология), т. е. учения о нормах и процедурах построения смысловых конструкций, по­зволяющих приблизить познавательную деятельность к деяниям Бога, сотворившего этот вещный (реальный) мир. Это рефлек­сивные учения о нормах понятийного конструирования знания из данного человеку опыта, учения, осмысливающие человече­ские попытки угадать божественную волю, приблизиться к боже­ственной воле, реализованной в отдельных вещах, в реальности. Данный нам в опыте мир этих вещей — знаки воли Бога. И, строя теоретические конструкции, мы пытаемся расшифровать смыслы, скрытые в вещах, т. е. смыслы реализовавшейся в них божествен­ной воли. Так что рефлексия над научно-познавательной деятель­ностью, помимо обсуждения процедур и требований (в основном логических) к построению этих систем и понятий (техники по­строения знания), несет еще в себе идею, стимулирующую само познавательное творческое усилие. Мотивом становится волевое стремление построить в себе, в своем внутреннем опыте смысло­вые конструкции, позволяющие репрезентировать созданные во­лей Бога вещи, стремление быть в своем познавательном действии образом и подобием Бога, постигающего (репрезентирующего) в себе то, что сотворила Его воля.

Центр тяжести познания номиналисты, таким образом, пере­носят (из внешнего человеку бытия) во внутренний мир человека, где человек строит знаковые конструкции, пытаясь приобщиться к воле Творца. Так что познание, в свете идей Оккама, предста­ет как знаковая деятельность, как построение и комбинирование знаков внутри духовного опыта человека, комбинирование зна­ков единичных вещей, смыслы которых — в воле Бога. Соответ­ственно, в науке, усвоившей эти идеи, нарастает конструктивный момент, что открывает простор для ее теоретизации и формали­зации. Но зато и критериями истинности ее построений стано­вятся «внутренние» критерии человеческого мира. Когда тремя столетиями позднее Р. Декарт, философ весьма далекий от но­

Diaea 1.5. Конструктивистские истоки методологии. Уильям Оккам

105

минализма, формулировал свои правила для руководства ума, то он уже просто полагает одно из внутренних состояний сознания человека (ясность) критерием истинности знания. Ибо речь идет о внутренней конструкции. Человек строит ее внутри себя как знак того, что сделал Бог, и может надеяться, что эта конструкция адекватна творению Бога.

«Однако, — писал Декарт, — я не хотел из всего этого сделать вывод, что наш мир был создан описанным мною образом, ибо бо­лее вероятно, что Бог с самого начала сотворил его таким, каким ему надлежало быть. Но достоверно (это мнение общепринято у богословов), что действие, каким он сохраняет теперь мир, тож­дественно тому, каким он его создал; так что, если бы даже он дал миру первоначально форму хаоса, чтобы затем, установив законы природы, содействовать ее нормальному развитию, можно по­лагать без ущерба для чуда творения, что в силу одного этого все чисто материальные вещи могли бы с течением времени сделать­ся такими, какими мы видим их теперь; к тому же их природа го­раздо легче познается, когда мы видим их постепенное возникно­вение, нежели тогда, когда мы рассматриваем их как вполне уже образовавшиеся»3.

В номиналистской трактовке процесса научного познания несложно увидеть все те линии развертывания философско- методологической рефлексии над наукой, которые реализовались в нынешней «философии науки», и в частности в самых современ­ных «радикальных» концепциях эпистемологического конструкти­визма (с той только разницей, что для Бога у них места нет). Коль скоро познавательная деятельность мотивирована стремлением приобщиться к воле Бога, стремлением уподобиться Ему в качестве сотворца, знание о мире предстает в рамках рефлексии не как кон­статация так или иначе данного человеку объективного положения дел в мире, но как знаковая конструкция, построенная во внутрен­нем мире человека, а само познание — как творческий процесс свободного конструирования знаковых систем. По мере становле­ния науки Нового времени этот момент знаковости нарастает, пре­жде всего в математическом и теоретическом познании, а затем в активном экспериментальном конструировании. Так что уже для Галилея становится позволительным саму физику рассматривать как ветвь математики. Соответственно, сопровождающая научное познание рефлексия все более явно фиксирует его конструктивно­

3 Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 276.