Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пружинин Б. Контуры культурно-исторической эпис...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.12.2019
Размер:
2.73 Mб
Скачать

334

Раздел III. Псевдонаука вчера и сегодня

дивинации, к механическим искусствам (с некоторыми вариациями) относили еще искусство изготовления одежды, военное искусство, архитектуру, навигацию, театр и искусство изготовления машин. Все это были, так сказать, практические искусства, которые по тради­ции, восходящей к античности, ценились невысоко и в систему пре­подавания не входили. Искусство дивинации включало в себя ман- тику, математику (т. е. астрологию в нашем понимании), колдовство, вызывание иллюзий и искусство заговоров и порчи. Иной статус имела астрология как подраздел свободных искусств — здесь она входила, в положении подчиненном, в астрономию, которая, в свою очередь, наряду с другими составляющими квадривиума (арифме­тика, геометрия, музыка) образовывала математику как науку поч-. ти уже в нашем смысле слова. И свяжи астрология свою судьбу с этими свободными искусствами, только историки науки и вспоми­нали бы сегодня термин «астрология». Но астрологи практиковали, и притом настолько успешно, что даже очевидная деформирован- ность в астрологии элементов настоящей «математики» не мешала ей все равно считать себя «логией». Хотя и не совсем обычной, по- своему практической, по своему положению — альтернативной.

Сегодня так обстоит дело практически со всеми псевдонауками. Подобного же рода «технические искусства» представляют псев­донауку и сегодня. Таковы, например, не очень согласованные с данными соответствующих стандартных наук, но обладающие не­сомненным эффектом воздействия на поведение человека пред­ставления об устройстве человеческой психики. Или размышления по поводу устройства и обустройства общества — очень эмоцио­нально насыщенные, подымающие на действие, но очень «избира­тельно» учитывающие историческую реальность. Или, например, почти ассимилированные наукой, идеологически очень желанные и лишь чуть-чуть «недообоснованные» исторические и этнологиче­ские конструкции и реконструкции; а еще различного рода «компью­теризованные» мантии и техники ясновидения или эзотерические учения с медицинским уклоном. А также яркие, в научном «дис­курсе» выполненные, свидетельства неповторимого опыта прямого общения через паранормальные каналы коммуникации — а) с ино­планетянами, — б) через телепатическую связь и пр.

В сердцевине любой такой псевдонауки можно легко обнаружить несколько предельно простых и общих идей по поводу того, как устро­ен данный фрагмент мира. Например, лежащая в основаниях астро­логии идея «инфлюенции» — влияния небесных событий на земные. Или идея «телепатической связи», т. е. непосредственной передачи «мысли» («содержательной информации»), минуя известные формы

Гпава 3.3. Псевдонаука как альтернативная наука

335

общения. Эти идеи вполне подобны множеству аналогичных, вполне общепринятых в науке идей и сами по себе не противоречат ни здра­вому смыслу, ни науке. При этом они достаточно конкретны и опреде­ленны для того, чтобы, с одной стороны, ярко представлять практи­ческую значимость данной псевдонауки даже в самой продвинутой социокультурной среде и, одновременно, с другой стороны, — для того, чтобы «указывать» на релевантное содержание действительной науки. Так, вполне научно выглядит задача научиться «считывать» ин­формацию о нашем будущем с природных процессов, действительно как-то ведь влияющих на это наше будущее. Эти идеи позволяют опи­сывать соответствующие общественно значимые задачи в научном дискурсе или, по крайней мере, в дискурсе, не противоречащем на­уке. Однако, кроме того, каждая псевдонаука имеет собственную, так сказать, имманентную экспликацию своих стержневых идей, суще­ствующую как бы параллельно их научной и социально-гуманитарной ипостасям. Суть этой экспликации — определенная технология реше­ния задачи, своеобразный технологический рецепт, построенный всег­да так, чтобы сделать объект предсказания субъектом, чтобы переве­сти естественную задачу в гуманитарную.

Например, упомянутая уже идея инфлюенции. В астрологии она конкретизируется в определенной технологии предсказания земных событий по динамике небесных (техника гороскопа). Об истинност­ной оценке этой техники речи нет. Она представляет собой описа­ние процедур и действий, которые следует выполнять, чтобы по­лучить желаемый эффект — предсказать, например, конкретному человеку то или иное событие его жизни. Астрология, как и всякая прикладная наука, переводит оценку идеи инфлюенции в план эф­фективности предсказаний, выполненных на базе этой идеи с ис­пользованием данной техники. И это обстоятельство фактически выводит ее концептуальный аппарат из-под методологической кри­тики, уместной лишь в контексте задач расширения знания.

Но как псевдонаука, астрология идет дальше. Решаемая астро­логом прикладная задача оказывается в ней не просто локальной, но уникальной. Каждый клиент воспринимает астрологическое предска­зание настолько индивидуально, что по отношению к его уникальному случаю применение каких-либо общезначимых норм и критериев вооб­ще становится бессмысленным. В результате характерный для науки пласт рефлексии, фиксирующий объективный взгляд на мир, здесь ис­чезает почти бесследно. И это касается далеко не только астрологии.

Научное знание отличается от всякой прочей информации о мире тем, что оно является результатом сознательно организован­