
- •Историография
- •Предмет и задачи историографии как специальной отрасли исторических знаний
- •Историографическая проблематика начального этапа становления отечественной исторической мысли
- •1. Средневековая методология исторического познания: от Византии к Киевской Руси
- •2. Повесть временных лет: к вопросу об историческом мировоззрении автора и об источниковой базе древнерусского летописания
- •4. Краткий очерк отечественного летописеведения в XVIII-XX вв.
- •Отечественная историография XIV – XVII веков
- •Концепция ранней истории Руси и Московии в сочинениях польского хрониста XVI в. Мáртина Крóмера (1512-1589 гг.)
- •Сильвестр Медведев (1641-1691 гг.): историческая публицистика времен Софьи Алексеевны
- •Становление и развитие профессиональной исторической науки в России в XVIII в. Петровские реформы и их влияние на формирование исторической науки
- •Петр I и история
- •Историческая мысль в петровское время
- •Исторические труды первой четверти XVIII в.
- •Отечественная историография средины – последней трети XVIII века
- •1. В.Н. Татищев и его «История Российская»
- •2. Князь м.М. Щербатов (1733 – 1790 гг.) – российский историограф, идеолог дворянства
- •Отечественная историография первой половины XIX в.
- •1. К вопросу о периодизации развития исторической науки на рубеже XVIII – XIX вв.
4. Краткий очерк отечественного летописеведения в XVIII-XX вв.
Исследователь древнерусских летописей придерживаются различных мнений относительно того, что представляло собой первоначально русское летописание. ПВЛ сохранилась в рукописях более позднего времени, продолжалось различными летописцами. Т.о., имело место соединение текстов разных эпох в один (Древняя Русь не знал понятия об авторстве, поэтому летописец брал текст своего предшественника, перерабатывал его и оставлял для последующих книжников). Подобным образом летописание продолжалось до XIX века. Даже в пушкинские времена продолжались провинциальное летописание. Они были одновременно политической историей и историей природных катаклизмов. Также они могли служить своеобразными архивами (договоры Руси с Византией, Русская правда, Поучение Владимира Мономаха, ярлыки татарских ханов, исторические повести, жития святых, актовые материалы).
К XVIII веку летописи сохранились в виде многочисленных и разнообразных компиляций, переписывались от руки и не были опубликованы => на середину XVIII века приходится и начало изучения, и начало издания летописей и связано с одним человеком – немецким историком и текстологом Августа Людвига Шлёцера, учеником Михаэлиса (текстологическое изучение текста Священного писания). Хотя, до Шлёцера наиболее значительные попытки изучения летописания связано с трудами В.Н. Татищева и Г.Ф. Миллером.
Татищев впервые предположил, что автором ПВЛ был инок Нестор. сделал он это на основании уже извсетного тогда наиболее древнего списка ПВЛ (Родзивиловский или Кенигсбергский). Татищеву эта рукопись попала в качестве трофея при взятии Кенигсберга.
Миллер закрепил за Родзивиловским списком ПВЛ в качестве названия имя «Нестор».
Шлецер очень двойственно относился к историческим и историографическим опытам россиян. С одной стороны, он критиковал метод изучения летописей, существующий в России (летописный текст разбирался. и не будучи адаптированным к гражданскому языку, использовался в исторических трудах). Но с другой стороны, Шлецер крайне высоко оценивал древнерусские летописи (даже в сравнении с западными хрониками). Шлецер был первым, кто подошел к русским летописям как лингвист и текстолог, целью которого в изучении летописного текста был поиск первоначального текста, исходного звена. Это было возможно, по мнению Шлецера, через изучение позднейших списков: каждый новый список – это новый этап порчи. Задача летописеведения – «очистка Нестора от позднейших напластований». Шлецер текстологически разобрал текст Нестора, но сделал это не за весь период, а только до княжения Ярополка Святославича. При Александре I он в 1804 г. был идеологом и организатором общества русской древности. Шлецер получил дворянский титул и добавил себе имя «Нестор».
Шлецер восторгался, идеализировал славянское язычество, фольклор, славянские древности. Он же стал инициатором, активным участником первых публикаций русских летописей, подготовленных Петербургской академии наук. 1767 г. – издана Родзивиловская летопись с комментариями Шлецера. Он подготовил к печати первый том Никоновской летописи. Уникальность этого текста заключается в том, что он насыщен различного рода легендарными текстами. С этим же летописным сводом связано формирование официального промосковского взгляда на прошлое. (Яков Лурье оценивал Никоновскую летопись как водораздел древнерусского летописания. Этот рубеж позволяет говорить о двух историях Руси – Русь, описанная в домосковской версии, и Русь, описанная в московской версии). В конце XVIII века Шлецер задумал грандиозный план издания всех русских летописей. Шлецер попал в благоприятное время: именно при Екатерине русская история стала пониматься тогдашним социумом как по-настоящему интересная и достоянная внимания и исследования тема. Тон в данном случае задавала сама императрица. Она сама писала пьесы о древнем Киеве и Новгороде, с ее руки модным занятием при ней стало коллекционирование летописей, средневековых монет, жалованных грамот, частной переписки. В период правления Екатерины II родился исторический жанр в живописи («Владимир и Рогнеда»). Через Российскую академию были изданы почти все известные на тот момент летописи: это были отдельные тома лицевого летописного свода, список Новгородской летописи (в последствии получил название Новгородская первая летопись младшего извода), несколько редакции Сибирского летописного свода, которые повествовали о завоевании Сибирского ханства, несколько летописей XV – XVI вв., в которых московские известия перекликались с новгородскими (Львовская, Воскресенская. Софийская летописи).
Начало XIX века ознаменовалось попытками издания древнейших текстов, содержащих ПВЛ: Лаврентьевская, Ипатьевская и Троицкая. Лаврентьевская летопись была написана для нижегородского князя Дмитрий Константиновича, текст в ней доведен до 1305 г. Ипатьевская летопись хранилась в Ипатьевском монастыре в Костроме, который был вотчиной Годуновых. Летопись также была бумажной. После ПВЛ она содержала рассказ о событиях в южных княжествах (Киевская, Волынская, Галичская земля). Троицкая летопись была написана на пергамене и была бесценна для летописеведения, поскольку доводила рассказ до 1408 г. (т.е. до времени, связанное с возвышением Москвы). Впервые текст Лаврентьевской летописи начали издавать Чеботарев и Чеботанов. Издание это отличалось от старого издания типа XVIII века. В XVIII веке публиковались отдельные летописные списки, каждый список представлял собой отдельной произведение. Работа по изданию летописи продолжалась до 1811 г., прервана была войной с Наполеоном. В ходе взятия Москвы Троицкая летопись погибла в пожаре. На сегодняшний день о содержании Троцкой летописи мы знаем из московского издания и по комментариям из «Истории государства Российского» Карамзина.
В 1811 г. по поручению Московского университета профессор Тимковский начал подготовку к публикации Ипатьевской летописи. В этом деле принимал участие тогдашний директор публичной библиотеки в Петербурге А.Н. Оленин. Он не во всем разделял принцип издания летописи с параллельным чтением разных списков, считая, что для тогдашнего русского общества это занятие утомительное и сложное => Олене предложил создать водный русский летописец «Из всех правильных чтений русских летописей при критическом их изучений».
Начало XIX века связано с возникновением важнейшего организационного центра изучения летописей. Археография – это специальная историческая дисциплина, которая занимается поиском, комментированием и изданием рукописей. Первые археографические предприятия связаны в русской историографии с Татищевым. С конца 1810-х гг. студент профессора Московского университета Михаила Кочановского Петр Михайлович Строев в течение многих лет до начала 30-х гг. занимался обследованием архивов российских церквей и монастырей. Результатами этих поездок были отчеты. которые ежегодно отправлялись Строевым в Петербургскую академию наук. Рукописи были привезены Строевым в таком количестве, что президент Петербургской академии наук Уваров был вынужден просить Николая I об учреждении специальной археографической комиссии для хранения, изучения и публикации этих рукописей. Она была учреждена в декабре 1834 г. Она проработала весь XIX век. Члены ее назначались министерством просвещения, утверждались императором. В археографическую комиссию собирались исторические документы из частных губернским библиотек, монастырских архивов. на государственные средства сотрудники ездили за границу в поисках сокровищ древнерусской книжности. Ежегодно публиковались протоколы заседания археографической комиссии. Самым главным ее проектом стало продолжающееся издание – «Полное собрание русских летописей». Первый том появился в 1846 г. Он содержал издание ПВЛ по списку Лаврентьевской летописи. Этот тип издания летописей по одному списку с подстрочными примечаниями по другим спискам был принят для всех томов Полного собрания русских летописей. Строеву помогал Я.И. Бередников, который был выпускников Московского университета, купцом. На наследство Бередникова издавались первые 6 томов в большом формате в однотипном переплете на дорогостоящей бумаге.
В 60-е гг. XIX века важнейшее содержание деятельности – организация полемики филологов и историков по поводу принципов продолжающегося издания. В структуре комиссии возникло три издания:
- максимально точная передача старинных букв кириллического алфавита, всех особенностей написания, т.е. издание было интересно с точки зрения палеографии и лингвистики
- передача содержания летописи буквами современного алфавита с унифицированием текста
- компромиссный вариант (удваивал объемы издания и сочетал оба варианта).
В итоге решение было принято в пользу «популярности» издания его простоты для чтения широкого круга читателя.
На базе издания ПЛСР выросла Петербургская историческая школа, представителями которой являлись А.А. Шахматов и А.Е. Пресняков. Шахматов был профессиональным лингвистом. Главная его заслуга заключалась в том, что он перенес на изучение летописи методы и приемы, которым лингвисты изучают древние языки. Из сравнительного языкознания родился сравнительный метод в изучении летописи. Пресняков о Шахматове: «Он видел в летописцах живых людей со страстями и слабостями, а в самих летописях – результат политической и общественной борьбы … Он удалил из нашего сознания образ летописца. удаленного от мира и равнодушного фиксаторы событий эпохи». Пресняков как представитель Петербургской школы и ученик С.Ф. Платонова были сторонниками исторического типа издания ПЛСР. Заслуга Преснякова в том, что он, изучая летописные своды XVII века, в итоге пришел к пониманию и признанию Шахматовской лингвистической теории, что позволило им вместе пересмотреть старые принципы издания летописей. Новый принцип базировался на ключевой шахматовской идее: ученые показали, что многие тексты, которые раньше считались родственными списками одной и той же летописи, на самом деле являются отдельными летописями. Поэтому подстрочный принцип оказывался неработающим. => Таким образом, в научный оборот были введены новые летописи, которые нуждались в отдельных публикациях. В первое десятилетие XX века Шахматов подготовил к изданию западнорусское летописание и осуществил классическое издание Ипатьевской летописи. Преждевременная смерть Шахматова и Преснякова нанесли серьезный удар по делу публикации русских летописей.
После революции 1917 г. археографическая комиссия была выведена из состава министерства просвещения, а в 1922 включена в состав учреждения академии наук. В 1922 г. в комиссию были переданы архивы северных монастырей, в т.ч. Соловецкого.
В 1926 г. арехографическая комиссия получила другое наименование: историко-археографическая комиссия. В 1931 г. на базе археографической комиссии возник историко-археографический институт. Создан он был в Ленинграде. Во главе встали большевики: Томсинский и Волгин. После их ареста во главе встал И.М. Троцкий (классический историк XIX века; автор монографии 3-ем отделении, биограф Бенкендорфа, автор «Исповеди Шедвурда Верного» - работа связана с раскрытием тайного южного общества декабристов).
В 1936 г. при Академии наук СССР в Москве был создан Институт истории СССР => ленинградский историко-археографический институт стал называться Ленинградским отделением Института истории Академии наук СССР. Его возглавил вскоре после Троцкого историограф и источниковед (работы по Русской правде, по народникам XIX века и т.д.) Сигизмунд Натанович Вамк. Сегодня это архив этого института. С 1965 г. мы говорим уже о Ленинградском отделении возобновленной археографической комиссии. Она действует по сей день и издает ежегодник «Вспомогательные исторические дисциплины». Ленинградское отделение института истории – Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук (возглавляет Дворниченко).
Еще одним центром изучения древнерусского летописания является Петербургский университет. Университет создан в 1911 г., первым ректором был Д. Калегин. С 1919 г. все гуманитарные кафедры историко-филологического факультета объединили в факультет общественных наук. В 1925 г. получил название ямфак (факультет языка и материальной культуры). В 1929 г. ямфак переименовали в историко-лингвистический факультет, в 1930 г. его вывели из состава университета. Возник Ленинградский институт истории, философии и лингвистики.
В 1934 г. решением наркомата просвещения вновь на базе факультета общественных наук образовались отдельно исторический и филологический факультеты.