Реализм в зарубежной литературе XIX века
Вторая половина XIX в. обычно определяется как эпоха реализма в европейских литературах. Это справедливо, если иметь в виду то, что реализм достиг в это время в большинстве европейских стран периода зрелости и во всех — значительных завоеваний. В эти годы продолжается творческий путь таких крупнейших реалистов, как Диккенс и Теккерей, выступают на литературной арене Флобер, Мопассан, Гарди, Фонтане, сильная плеяда норвежских реалистов и много выдающихся мастеров реализма в других странах. Наша наука отошла от весьма влиятельной в прошлом концепции (многое для ее распространения сделал Д. Лукач), согласно которой после революции 1848 г. реализм в европейских литературах переживает перманентный упадок. Когда была преодолена эта точка зрения, нередко почиталось «приличным» делать вид, что, в сущности, в этот период реализм не претерпел никаких изменений. И это глубоко неверно: изменения были велики. Необходимо иметь в виду те общекультурные факторы, о которых уже шла речь и которые определили изменение метода. Высказывалось мнение, что во второй половине века реализм утратил масштабность, герой — активность, сюжет — драматичность. В этих наблюдениях многое справедливо, но к ним необходимо также подходить с позиций историзма, и тогда станет ясно, что изменения реализма обозначали не только потери, но и дальнейшее развитие и обогащение метода. Вторая половина XIX в. обычно определяется как эпоха реализма в европейских литературах. Это справедливо, если иметь в виду то, что реализм достиг в это время в большинстве европейских стран периода зрелости и во всех — значительных завоеваний. В эти годы продолжается творческий путь таких крупнейших реалистов, как Диккенс и Теккерей, выступают на литературной арене Флобер, Мопассан, Гарди, Фонтане, сильная плеяда норвежских реалистов и много выдающихся мастеров реализма в других странах. Наша наука отошла от весьма влиятельной в прошлом концепции (многое для ее распространения сделал Д. Лукач), согласно которой после революции 1848 г. реализм в европейских литературах переживает перманентный упадок. Когда была преодолена эта точка зрения, нередко почиталось «приличным» делать вид, что, в сущности, в этот период реализм не претерпел никаких изменений. И это глубоко неверно: изменения были велики. Необходимо иметь в виду те общекультурные факторы, о которых уже шла речь и которые определили изменение метода. Высказывалось мнение, что во второй половине века реализм утратил масштабность, герой — активность, сюжет — драматичность. В этих наблюдениях многое справедливо, но к ним необходимо также подходить с позиций историзма, и тогда станет ясно, что изменения реализма обозначали не только потери, но и дальнейшее развитие и обогащение метода.
Литература эпохи конца XIX – начала XX столетия обладает рядом существенных признаков. Наряду с реализмом – ведущим литературно-художественным методом происходит формирование нереалистических тенденций и широкое распространение декадентских течений.
Понятие «декаданс» (фр. decadence – упадок) утвердилось в 80-х годах во Франции. Декаданс трудно отождествляется с тем или иным литературным направлением, скорее это некая исходная мировоззренческая установка, влекущая «распад ценности», распад единства прекрасного, истинного и нравственного. Наряду с ним часто употребляется собирательное понятие «модернизм» (новое искусство), объединившее различные проявления нереалистической литературы до 1920 года. Модернизм развивается под знаком изменчивости, подвижности. Другая его черта – декларируемая или осуществлённая в самой художественной практике элитарность модернизма.
Модернизм возникает как ответ на ощущение исчерпанности художественных возможностей традиционной литературы. Традиционно родоначальником модернизма считают французского поэта середины XIX века Ш. Бодлера (антиэстетизм – «оправдание» торжества зла). Затем возникает течение эстетизм (абсолютизация красоты), которое наиболее ярко сказалось на творчестве О. Уайльда. Однако самым влиятельным и долговременным вариантом модернизма стал символизм, возникший во Франции и ставший со временем общеевропейским явлением. Символизм опирается на представление о соотношении символа, т.е. знака и объекта, который скрывается за символом. Ярким его представителями были А. Рембо, П. Верлен, М. Метерлинк, Э. Верхарн. Очень близок к символизму импрессионизм – искусство впечатления, который своей задачей ставил фиксировать и выражать первичные эмоции и впечатления. Основная черта – фрагментарность.
Натурализм возник в 60 – 70-х годах и окончательно оформился в 80-е годы. В его основе лежала позитивистская биологизация человека, отождествление его с животным («человек-зверь» в романах Э. Золя). Правдивость натуралисты отождествляли с обыденностью, приземлённостью, отбрасывая всё героическое и возвышенное. Как реакция на натурализм возникает неоромантизм, отвергающий прозаизм существования обывателя. Неоромантики (Р. Стивенсон) искали героическую личность и в прошлом, и в настоящем, тяготели к нестандартно мыслящему герою.
Реализму второй половины XIX в. действительно свойствен острейший критицизм и невиданная до той поры аналитичность в понимании скрытого механизма буржуазного общества. У большинства европейских реалистов той поры проявляется резкое неприятие тех порядков, которые навязала обществу победившая и стабилизировавшаяся буржуазия. В первую очередь это относится к литературе Франции, где в силу зрелости противоречий, раздиравших общество, особенно ясно давала себя чувствовать враждебность человеку сущности этих порядков. Однако ненависть к буржуазии, которая буквально душила Флобера и заставляла Мопассана усомниться в достоинстве рода людского, проявляется позже и менее остро и в других литературах Западной Европы.
