Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
dop_material_k_pravam_rebenka_rus_Manual_and_re...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.06 Mб
Скачать

5.2. Альтернативное семейное попечение.

a. Общие замечания.

Альтернативное семейное попечение детей, лишенных родительской опеки, практикуется различным образом.

Неформальное попечение – это частное соглашение, предусмотренное в рамках семейного окружения, в соответствии с которым ребенок находится под присмотром родственников или друзей, или других лиц, исходя из их индивидуальных возможностей. Соглашение применяется без приказа/решения административного или судебного органа, или должным образом аккредитованного органа. Такая форма альтернативного попечения обычно нуждается в наблюдении и регулярной проверке, и может создать для ребенка угрозу насилия или эксплуатации.

Формальное альтернативное попечение – это попечение, предусмотренное в рамках семейного окружения, назначенное решением административного или судебного органа (суда), а также в рамках интернатного учреждения, вне зависимости от приказа со стороны компетентного органа. Другими словами, альтернативное попечение в рамках интернатного учреждения не является неформальной формой.

Передача на воспитание – это альтернативная форма попечения, рассматриваемая больше как семейная опека, чем как надзор. Компетентный орган (административный или судебный) передает детей на воспитание; см. Руководящие указания ООН 2010 г., п. 29. Неформальное попечение, в частности, попечение, осуществляемое дальними родственниками, широко практикуется в (так называемой) развивающейся части мира. Передача на воспитание является устойчивой формой альтернативного попечения в развитой части мира, а в остальном мире такая форма развивается и внедряется достаточно медленно.

Существуют домашние хозяйства, возглавляемые детьми, а также неформальные формы альтернативного попечения, которые, как правило, распространены в странах Африки. Миллионы детей в Африке потеряли своих родителей в результате ВИЧ/СПИД, стихийных или других бедствий (например, вооруженные конфликты). Традиционное альтернативное попечение, осуществляемое дальними родственниками, применяется все реже и реже в результате таких же проблем. Желание детей по возможности воспитываться вместе в родительском доме (вместо того, чтобы их разлучали и помещали в учреждения) привело к тому, что самый старший ребенок становится главой домашнего хозяйства. Руководящие указания ООН направлены на особо уязвимую ситуацию, связанную с такой формой альтернативного попечения, при этом Государства должны назначить опекуна (или другого ответственного лица совершеннолетнего возраста). На такие домашние хозяйства, возглавляемые детьми, благоприятно скажется обязательная защита против всех форм насилия или эксплуатации, а также поддержка со стороны местной общественности; особое внимание должно уделяться здоровью, образованию и наследственным правам детей (Руководящие указания ООН, пар. 37).

Кафала – это устойчивая форма альтернативного попечения в соответствии с законами шариата в мусульманском мире. Ребенок воспитывается дальними родственниками, при этом не теряет своего родства, как члена своей биологической семьи, и продолжает носить фамилию той семьи. Законы шариата запрещают, чтобы «новый» отец называл ребенка в свою честь. Одним словом, такая форма не представляет собой усыновление, потому что это запрещено законом шариата, но может рассматриваться в качестве формы родственного попечения.

Усыновление – единственная форма альтернативного попечения, которая представлена отдельной статьей в КПР (ст. 21) и заслуживает особого внимания.

И наконец, что касается применения альтернативного попечения к детям, ст.25 КПР содержит важное положение: каждый ребенок, помещенный на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, имеет право на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке. Такое положение применяется ко всем случаям помещения ребенка на альтернативное попечение, как семейной формы, так и в рамках учреждения. Предпочтительно, чтобы такая периодическая оценка проводилась независимыми лицами или органами, например, независимым органом надзора. Оценка является важнейшим инструментом не только для выявления необходимости и законности применения попечения, но и инструментом для защиты ребенка от насилия или эксплуатации в рамках альтернативного попечения.

б. Усыновление.

Статья 21 КПР предусматривает специальное правило по усыновлению, которое должно применяться только теми Государствами-участниками, в которых признается и/или допускается система усыновления. Такое ограничение является признанием того факта, что в странах, практикующих законы шариата, усыновление запрещено.

Различие проводится между государственным или внутренним и международным усыновлением. Что касается обеих форм усыновления, наилучшие интересы ребенка должны учитываться в первостепенном порядке. Такой подход соответствует статье 5 Декларации ООН, принятой в 1986 г., и носит более серьезный характер, чем подход, изложенный в статье 3 КПР, согласно которой наилучшие интересы ребенка должны учитываться в первую очередь. Это означает, что интерес ребенка является решающим фактором. Безусловно, приемные родители заинтересованы в усыновлении ребенка, но при этом интерес ребенка учитывается больше, чем интерес этих родителей.

Ключевые правила обеих форм усыновления соответствуют статье 21 (a) КПР:

  • усыновление разрешается только компетентным органом (суд или другой орган);

  • такой орган определяет в соответствии с применимым законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов. Из КПР непонятно, что подразумевается под фразой «статус ребенка относительно родителей». Интерпретация этой фразы может зависеть от национального права. Но она может подразумевать, например, то, что ребенок может быть усыновлен (не в соответствии с правовыми полномочиями родителей или опекунов) и/или что родители не могут обеспечить уход за ребенком, потому что они умерли или страдают наркоманией или другими серьезными (психиатрическими) проблемами;

  • согласие должно быть получено от лиц, чье согласие необходимо согласно национальному праву, за исключением случаев, когда это невозможно фактически. Во многих странах как минимум родители должны дать свое согласие и в случае, если это невозможно фактически, может потребоваться согласие законных опекунов или родственников.

Кроме того, сегодня такое правило является международным стандартом, согласно которому усыновленный ребенок имеет право, насколько это возможно, знать о своем происхождении, а также о своих биологических родителях и (дальних) родственниках (ст. 7 КПР и Декларация ООН от 1986 г.). Что касается международного усыновления, ст. 30 Гаагской конвенции (см.далее) требует, чтобы компетентные органы Государства сохраняли информацию о происхождении ребенка, в частности, о личности его родителей. Эти органы должны обеспечить доступ ребенка или его законного представителя к такой информации. Определение уровня информации остается на уровне национального законодательства, например: только имена, а не текущий адрес(а) биологического родителя(ей) или другая информация, предусмотренная для непосредственного контакта. Такой контакт по желанию ребенка должен происходить только при наличии соответствующих инструкций и только после получения согласия биологического родителя(ей).

в. Международное усыновление.

Остальные положения статьи 21 КПР относятся к международному усыновлению, отражающему необходимость создания специальных правил для обеспечения того, что такое усыновление выполняется в наилучших интересах ребенка, и отсутствует практика неправильного обращения или эксплуатации.

Созданы следующие специальные правила:

  • международное усыновление может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, или если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным (похожее положение уже имеется в ст. 17 Декларации ООН от 1986 г.). Такой вопрос поднят и иногда горячо обсуждается: должно ли международное усыновление являться крайней мерой, означая, что все национальные средства альтернативного способа ухода иссякли. Например, ребенок вскоре после рождения помещается в соответствующее учреждение, и остается там на неопределенный период времени (возможно, на весь период детства). Некоторые эксперты спорят, что такой альтернативный способ ухода применяется не в лучших интересах ребенка и что международное усыновление должно предусматривать возможности для такого ребенка.

  • органы должны обеспечить условие, при котором ребенку, подлежащему международному усыновлению, гарантируется безопасность, а также соблюдаются стандарты, приравненные к тем, которые применяются в случае усыновления внутри страны.

  • в случае международного усыновления должны быть приняты все соответствующие меры для обеспечения того, что помещение ребенка в семью не приведет к неправомерному извлечению финансовой выгоды для лиц, участвующих в таком процессе. Статья 32 Гаагской конвенции (см.далее) подтверждает такой стандарт и заявляет, что оплачиваются только издержки и расходы, включающие обоснованное вознаграждение за профессиональную деятельность лиц, участвующих в процессе усыновления. Директоры, руководители и сотрудники органов, вовлеченные в процесс усыновления, не получают вознаграждения, которое является неоправданно высоким за предоставленные услуги.

  • Государства-участники должны содействовать достижению целей статьи 21 путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений для обеспечения того, что международное усыновление ребенка осуществляется компетентными органами. Важнейшим многосторонним соглашением является Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, принятая в 1993 году. Данная Конвенция была ратифицирована Республикой Казахстан, и находится в процессе реализации. Далее представлена краткая информация о Конвенции.

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 1993 года.

Целями настоящей Конвенции являются (ст. 1):

  • создание гарантии того, что международное усыновление осуществляется в наилучших интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом;

  • создание системы сотрудничества между Договаривающимися государствами для обеспечения действенности таких гарантий и посредством этого предотвращение похищения, продажи детей или торговли ими;

  • обеспечение признания усыновлений в Договаривающихся государствах, совершенных в соответствии с Конвенцией.

Конвенция охватывает только усыновление, при котором формируется стабильное взаимоотношение в системе «родитель-ребенок» (ст. 2).

Статьи 4 и 5 содержат подробное описание требований к международному усыновлению, которые должны соблюдаться органами страны происхождения ребенка (ст.4) и страны, в которой ребенок будет усыновлен (принимающее государство) (ст. 5). Например:

  • органы страны происхождения установили, что ребенок может быть усыновлен после надлежащего рассмотрения возможностей размещения ребенка внутри страны происхождения; при этом они должны убедиться, что получено необходимое согласие в соответствии с национальным законодательством от лиц (в частности, родителей), учреждений или органов; по необходимости, согласие матери может быть получено только после рождения ребенка; с учетом возраста и степени зрелости ребенок должен быть проинформирован о последствиях усыновления, также согласие на усыновление, если такое согласие требуется, должно быть получено добровольно (а не за вознаграждение или компенсацию какого-либо рода), в надлежащей юридической форме, выраженной или засвидетельствованной письменно; желания и мнения ребенка должны приниматься во внимание.

  • органы принимающей страны должны определить, что предполагаемые приемные родители имеют право на усыновление и подходят для этого, и что они в необходимой мере проконсультированы; также они должны определить, что ребенку разрешается или будет разрешено въезжать в эту страну и постоянно проживать в ней.

Для создания системы эффективного сотрудничества, каждое Договаривающееся государство назначает Центральный орган (ЦО); подробные правила изложены в ст. 6 – 13 Конвенции. Обязанности ЦО:

  • сотрудничать друг с другом и развивать сотрудничество между компетентными властями в своих Государствах, а также принимать все соответствующие меры для предотвращения неоправданной финансовой или другой выгод в связи с усыновлением;

  • собирать, сохранять информацию и обмениваться таковой о положении ребенка и перспективных приемных родителях; облегчать, соблюдать и ускорять процедуру усыновления; содействовать развитию консультирования по вопросам усыновления и услуг после осуществления усыновления;

  • создать систему аккредитации организаций, вовлеченных в процедуру международного усыновления, обеспечивая их соответствующую работу и надлежащий контроль со стороны компетентных властей. Только если организация аккредитована как ЦО в стране происхождения, так и ЦО принимающей страны, она может участвовать в процедуре международного усыновления, проводимой между этими Государствами.

Статьи 14 – 22 предусматривают подробное правило касательно процедурных требований при международном усыновлении, а также доклада, подготавливаемого со стороны ЦО в принимающей стране, по предполагаемым приемным родителям, и со стороны ЦО в стране происхождения по данным для усыновления ребенка, его происхождению, семье и истории болезни. Здесь ключевым положением является то, что международное усыновление может произойти только в случае согласия Центрального органа как страны происхождения ребенка, так и принимающей страны (ст.17).

В статьях 23 – 27 говорится о признании и последствиях усыновления. Ключевое правило заключается в том, чтоб международное усыновление, произведенное в соответствии с правилами Конвенции, должно признаваться законом всех Договаривающихся государств (ст.23), однако в признании усыновления может быть отказано в Договаривающемся государстве только тогда, когда усыновление явно противоречит его государственной политике (ст. 24).

Статье 28 – 42 содержат общие положения. Некоторые из них уже упоминались ранее, например, положение о том, что информация относительно происхождения ребенка, личности его родителей, а также медицинская карта не должна раскрываться (ст. 30), и положение о получении неоправданной выгоды (ст. 32).

В заключении представлены некоторые замечания касательно ситуации в Казахстане, связанной с усыновлением:

  • o Согласно проекту доклада о курировании (Энди Билсон), многие матери оставляют своих детей в больницах и подписывают документы на разрешение усыновления. В 2007 году в Казахстане было усыновлено 3822 детей (414 на 100 000 детей от рождения до 3 лет). В 2008 году было усыновлено более 60% детей, живущих в домах ребенка. Другими словами, усыновление внутри страны является важной формой альтернативного способа ухода за ребенком в Казахстане.

  • o Проводилось дальнейшее обсуждение по вопросу соответствия положений и практики стандартам КПР со ссылкой на разработанный свод правил усыновления в Главе 12 закона «О браке и семье» (ст. 76 – 99).

  • o Например, ссылаясь на международное усыновление, как крайнюю меру, рассматривался следующий вопрос: если помещение такого ребенка в учреждение страны его происхождения является нормой, то должно ли являться нормой и международное усыновление ребенка?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]