Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
И.Б. под ред. И.Г. Акманова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.12 Mб
Скачать

§ 3. Подавление и историческое значение восстания. '

Возобновление восстания на Ногайской дороге, вспышка борьбы на стыке Осинской и Сибирской дорог, грозившая пре- вратиться в совместное выступление башкир, мишарей, каза- хов, казанских татар и других народов Урала и Среднего По- волжья, сильно обеспокоили царское правительство. Обстанов- ка усугублялась и тем, что Россия готовилась к войне с Прус-

120

сией. Правительство решило быстро подавить восстание. Из центральных районов в Оренбургскую губернию направлялись дополнительные силы. В августе 1755 г. в команде оренбург- ского губернатора Неплюева насчитывалось около 36700 сол- дат, драгун, казаков, мобилизованных крестьян. В борьбе с восставшими широко использовались и верные властям ми- шарские и башкирские феодалы. Каратели заняли восставшие волости, изолировали их от остальной Башкирии. Часть ко- манд была выделена на охрану заводов. Дополнительные силы были направлены в крепости по Яику, чтобы помешать уходу башкир в казахские степи. Оренбургские власти решили жес- токостью запугать восставших. Неплюев приказал команди- рам карательных отрядов расправляться со всеми повстанца- ми, не брать пленных. Подобные приказы развязывали руки и без того жестоким командирам. Отныне они расправлялись со всеми башкирами, не разбирая ни восставших, ни «верных» жителей. Можно привести много примеров этому. Капитан Моисеев казнил 27 башкир из Бурзянской волости, а жен и де- тей заключил в крепость, только подозревая их в попытке к бегству за Яик. Комендант Кызыльской крепости майор Наза- ров без всяких причин казнил 67 «верных» башкир разных во- лостей Ногайской дороги, направленных в его распоряжение для несения службы. Эти офицеры за свои злодеяния не по- несли никакого наказания.

От подобной бессмысленной жестокости, как писал один из современников, «по всей де Башкирии все затряслось». Жите- ли юго-восточных волостей массами покидали свои родные ме- ста, устремлялись в горы и леса или в казахские степи, осо- бенно за Яик, и сотнями погибали в стычках с царскими вой- сками.

В борьбе с восстанием царские власти широко использова- ли провокационную политику «разделяй и властвуй», натрав- ливание одного народа на другой. В первые же дни восстания Неплюев стал натравливать пришлое нерусское население края на башкир. Он обратился к мишарям и татарам со специ- альной грамотой и призвал их выступить против восставших, утверждая, что башкиры восстали, чтобы поработить их. Не- плюев не остановился перед распространением в Башкортос- тане даже подложных грамот на языке тюрки, составленных якобы оренбургским ахуном Ибрагимом. В них, написанных на самом деле Неплюевым, говорится, что высшее мусульманское духовенство осуждает восстание и советует повстанцам прине- сти повинную. Подобные мероприятия не остались без послед- ствий. Многие мишари и татары, склонявшиеся к поддержке восстания, стали орудием в руках властей.

121

Чтобы натравить казанских татар на восставших башкир, власти провели ряд мероприятий. В сентябре 1755 г. императ- рица Елизавета Петровна обратилась с манифестом к татарам Среднего Поволжья. Она призывала их сохранять верность правительству. За участие в походе против восставших тата- рам обещали выдать жалованье за 2 месяца вперед, разрешить захваченное ими в боях имущество и пленных оставить у се- бя. Мусульманское население Казанской губернии было осво- бождено от уплаты недоимки подушной подати за предыдущие годы в сумме 250 тыс. рублей. Несколько была ослаблена по- литика насильственной христианизации. Усердно занимав- шийся христианизацией населения казанский архиепископ Лу- ка Конашевич был удален из Среднего Поволжья. Мусульма- нам Казанской, Нижегородской и Симбирской губерний разре- шили строить мечети. В итоге казанские татары не только не участвовали в восстании, но и помогли властям в его подавле- нии.

Политику «разделяй и властвуй» царское правительство особенно широко применяло к башкиро-казахским отношени- ям.

Как известно, восставшие накануне выступления устано- вили связи с казахами. Последние, недовольные политикой русского царизма, обещали поддержать башкир.

После майского выступления 1755 г. многие повстанцы Бурзянской волости, опасаясь карателей, укрылись у казахов. В августе началось массовое бегство башкир других волостей. К казахам временно перебралось около 50 тыс. башкир.

Оренбургский губернатор с согласия правительства решил расстроить этот союз башкир с казахами. Он предложил ка- захскому хану и феодалам ограбить башкир, отобрать у них все имущество и скот, а самих выдать оренбургским властям. При этом власти не скупились на подарки и обещания. Импе- ратрица Елизавета Петровна назначила казахскому хану еже- годное жалованье в 600 рублей. К казахам направили посоль- ство во главе с палачом башкирского народа А. И. Тевкеле- вым, предварительно присвоив ему звание генерал-майора. Ему выделили 10 тыс. рублей для подарков хану и феодалам. Чтобы склонить рядовых казахов к измене, им обещали каф- тан за каждого выданного башкира. В итоге казахи стали от- носиться к укрывающимся у них башкирам как к пленникам и отнимать их имущество.

В этой обстановке примерно с конца 1755 г. башкирские повстанцы должны были думать не о продолжении восстания, а об освобождении своих людей из казахского плена. С нача- ла 1756 г. нападения башкир на казахов приобрели широкий

122

размах и нашли тайную поддержку со стороны оренбургских властей. Столкновения сопровождались многочисленными жертвами с обеих сторон. Все это говорит о том, что провока- ционная политика царизма принесла свои плоды. Намечаемый союз между казахами и башкирами не состоялся, а вчерашние союзники превратились во врагов.

Общее успокоение в Башкортостане наступило летом 1756 г. Но поимка и наказание восставших, всех тех, кого вла- сти считали виновными в движении, начались несколько рань- ше, с осени 1755 г. Официально не было вынесено ни одного смертного приговора. Но это мало что меняло, обещания вла- стей о прощении восставших остались на бумаге. Множество восставших было убито в боях с карательными командами, в столкновениях с казахами, погибло под пытками в застенках Оренбурга, Уфы и других крепостей. Немало повстанцев и членов их семей навсегда затерялись в казахских степях. Уце- левших после всего этого участников восстания наказывали плетьми и отправляли в остзейские солдатские полки и в мат- росы, негодных к службе — на каторжные работы в Рогервик. Жен, детей и других родственников восставших раздавали фа- брикантам, купцам, чиновникам в крепостное рабство с усло- вием вывоза в центральные районы.

28 августа 1756 г. в руки властей попал Батырша — Габ- дулла Галиев. В декабре 1758 г. был вынесен приговор по его делу. Он был жестоко избит кнутом, ему вырезали ноздри и пожизненно заключили в Шлиссельбургскую крепость. Его со- держали в тяжелых условиях, не снимали кандалы, не разре- шали читать и писать. В июле 1762 г. Батырша пытался бе- жать из крепости, убил четырех охранников, но и сам был найден убитым.

Восстание 1755—1756 гг. было ответом народа на продол- жающийся захват башкирских земель, рост налогов и повин- ностей, политику христианизации, произвол и насилие орен- бургских и уфимских властей, башкирских, мишарских, татар.- ских феодалов-старшин. Наряду с народом в борьбе участво- вала часть башкирских феодалов и мусульманского духовенст- ва. Воззвание Батырши сыграло положительную роль в подго- товке восстания. Однако восставшие не следовали его призы- вам о священной войне мусульман против христиан, а стихий- но боролись против всей системы феодального и национально- колониального угнетения.

Движение 1755—1756 гг. потерпело поражение. Восстав- шие башкиры понесли большие людские потери и материаль- ный урон. Правительство оставило в силе свое решение о за- мене ясака покупкой соли из казны. Тем не менее борьба бы-

123

ла небезрезультатной. Власти восстановили право башкир не- посредственно обращаться к главе государства со своими нуж- дами. В редконаселенных районах юго-востока Башкортостана были упразднены почтовые станы, на тяжесть содержания ко- торых жаловались башкиры. Башкиры и мишари были осво- бождены от перевозки казенного леса в Оренбург. Власти обе- щали упорядочить управление башкирами, покончить с ёдмо- вольными захватами их земель. В сентябре 1759 г. Сенат в от- вет на челобитную представителей башкир определил: «...впредь оному башкирскому народу отнюдь никому обид и разорений не чинить, и в угодьях их насильством не селиться, и от того всего их, башкирцев, не токмо защищать, но притом показывать им и всякую благосклонность и надлежащее ука- зом охранение». Как видно, реальные уступки восставшему народу носили мелкий характер. Правительство в основном давало обешаняя. Существенные выгоды достались соседям башкир — казанским татарам, хотя они и не успели примк- нуть к восстанию. Но главное историческое значение восста- ния заключалось в том, что оно еще раз показало нежелание широких масс — башкир и других народов края — мириться с ростом феодального и национального угнетения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему восстание башкир сильно напугало царское правительство?

2. Перечислите конкретные мероприятия оренбургского губернатора по подавлению восстания.

3. По какой причине правительству удалось натравить казахов и татар на восставших башкир?

4. Пошло ли царское правительство на удовлетворение требований баш- кир после восстания?

ОБСУДИТЕ:

1. Историческое значение личности, роль народных масс в крупнейших

событиях.

2. Роль религии в жизни башкир в разные периоды их истории.

ДОКУМЕНТЫ

№ 1. Отрывок из письма Батырши

императрице Елизавете Петровне о причинах башкирского восстания 1755—1756 гг.

«Одно из этих дел то, что архиреи русской церкви, или попы, и прочие наших братьев по вере, то есть правоверных мусульман, живущих по окраи- нам, то есть в Казанской, Оренбургской и Тобольской губерниях, переводят

124

из веры ислама в русскую веру путем угроз, хитрости, запугивания и как только можно путем принуждения... Ясаки и другие повинности совращенных с веры наложили на оставшихся мусз'льман...

А затем, запретив народу брать соль, как обычно из сокровищницы все- вышнего и всеславного бога — с гор и из озер, заставили покупать соль в кре- постях...

Затем-то, что угнетение начальников, находящихся в крепостях, перешло все границы, народ отчаялся в том, чтобы ездить в крепость. Например, во времена 2-х князей, пребывавших в качестве начальников в Уфе и Челябин- ске, истцы и обвиняемые, ездившие к ним, кончали дела, некоторые — за 10, некоторые — за 30, а некоторые — за 50 рублей. Дела, которые можно за- кончить в один день, они, с целью обогатиться, затягивали на месяц; а дела, которые можно кончать в месяц — на год. Так же и некоторые волостные старшины, совершая безграничные злодеяния, ели народное добро, пьянство- вали, рубили людей шашкой, отрубали им руки и чинили подобные этому не- исчислимые жестокости. Однако люди власти, когда от них требовали реше- ния, не обращали правосудие против этих злодеев.

Затем — то, что проезжающие по всем сторонам русские служилые лю- ди чинили бесконечные притеснения, мучили, избивали, брали поборы, совер- шали кражи, а также убивали тех, кто отказывается представлять подводы сверх указа, а также и то, что драгуны избивали до смерти людей, сопровож- дающих подводы, — могу ли перечислить все до конца. Во всех краях и уча- стках злодеяния перешли все границы. У несчастного населения не осталось возможности добиться справедливого суда, на который можно было бы поло- житься и которому можно было бы доверять».

(НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 51. Л. 17—19.)

№ 2. Отрывок из донесения оренбургского губернатора

И. И. Неплюева в Сенат о начале восстания в Башкортостане от 25 мая 1755 г.

«...на одном из оных называемом Сапсальском... также и неподалеку его в стороне случившегося тут определенного от Кабинета ее императорского ве- личества для отыскания в Башкирии цветных камней каменотесца Брагина, который в тех местах у онаго дела несколько уже лет благополучно находил- ся и с работниками своими пристанище имел, близ той же почты с ево това- рыщи... мужеска полу 4 да женска 2, бывшие при нем для тех же потребнос- тей из тутошных окольных жилищ Бурзянской волости башкиры... отважась убили до смерти и тот стан, на котором яко же и на протчих построены был один двор, разорили, а потом и проезжим некоторым смертное же убийство причинили».

(НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 51. Л. 58—59.)

125

3. Отрывок из допроса старшины Усерганской волости

Ногайской дороги Кувата Кинзягулова в Оренбурге. Не ранее 24 июля 1757 г.

«В прошлом 1755 г. ... в Ногайской дороге Бурзянской волости камено- тесца Брагина убили ... слышал от башкирцев, что он, Брагин, той волости башкирцам нестерпимые наносил обиды побоями и взятками, а особливо, что де у многих жен и хороших дочерей отнимал и содержал при себе для блудо- действа, за что де и убили...

...Он, собрав своей команды 100 человек, в поход выступил и прибыл на озеро Талкас, где уже находились подполковник Исаков и капитан Бордов- ский... Команды ево башкирцами и самим им Куватом, поймано приезжавших из Киргизской Орды для забрания пажиты... башкирцев 3 человека, да при них киргизцов двоя и объявлены помянутому подполковнику Исакову. А за- тем находились для предосторожности в караулах и розведках. Неведемо, по какой притчине означенной подполковник Исаков ночною порою, призвав ево к себе из лагеря и ничего не роспрашивая, посадил под караул...

...К тому же как еще получили известие, что находящийся в Кызыльской крепости майор князь Назаров бывших при оной крепости на службе башкир- цев всех, не оставляя ни одного, без всякой притчины побил, что и всякие пришли в великий страх.

...Почему все взволновались, положа, чтоб в спасение своего живота итти им в Киргискую Орду, где их киргизцы, яко с ними единоверные, могут их принять и вкупе с ними жительствовать».

(НА УНЦРАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 51. Л. 200—201.)

4. Указ об отсрочке беглым башкирцам для возвращения

на прежний их жилища до 1 января 1757 года. Именной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]