Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
И.Б. под ред. И.Г. Акманова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.12 Mб
Скачать

§ 5. Восстание тептярей и бобылей в 1747 г.

В 1747 г. правительство увеличило налоги с тептярей и бо- былей. Они были обложены податью до 80 коп. с души муж- ского пола в год. Мишарей, которые до этого были свободны от налогов, обязали платить по 25 коп. с двора.

108

Это решение вызвало сильное недовольство. Тептяри и бо- были отказывались платить подушную подать, ссылаясь на то, что она наложена на них местной администрацией без ведома правительства.

В середине июля в д. Мелегес Сибирской дороги приехал из Уфы вахмистр Моисеев и представителям бобылей и тептя- рей объявил указ о введении подушной подати. Но собравшие- ся отказались принять новый налог. Они арестовали местного сотника и писаря, а Моисеева выдворили из деревни. 18 июля недовольные составили челобитную на имя исполняющего обя- занности уфимского воеводы полковника Люткина, в которой еще раз выразили свой отказ платить новый налог, просили паспорт для поездки в Петербург с жалобой. В этом выступле- нии, наряду с населением д. Мелегес, участвовали жители де- ревень Нимислярово, Бедеево, Обдеево, Шиды, Енасеево, Бай- гильдино и Укарлино.

Примерно в это же время состоялось выступление тептя- рей и бобылей Осинской дороги. Около 300 татар и мари из деревень Алтынбаево, Казово, Сухоязы, Тазларово, Тагаево во главе с мари Нуркой Борисовым собрались в д. Тагаево и еди- нодушно высказались за отказ платить новый налог. Они решили созвать съезд представителей всего тептяро-бобыль- ского населения края на р. Чесноковке под Уфой, там, где обычно устраивались всебашкирские съезды, чтобы сообща до- биваться отмены подушной подати. В Уфу были посланы выборные с тем, чтобы потребовать у воеводы паспорт для «поездки в столицу». В некоторых деревнях Осинской дороги восставшие расправлялись с представителями местной низовой администрации. Уфимский дворянин Пекарский, присланный для наблюдения за сбором подушной подати, доносил, что теп- тяри и бобыли из команды старшины Кильмета Иделева изби- ли сотника Айгильду. Жители Осинской дороги установили связи с тептярями и бобылями Сибирской дороги. В частности, их представители приезжали в д. Мелегес и агитировали мест- ное население послать представителей на съезд на р. Чесно- ковке.

Весть о волнении среди тептярей и бобылей серьезно встревожила царскую администрацию. Она очень опасалась, как бы начавшееся волнение не поддержали башкиры. В Баш- кирию срочно был направлен майор Кублицкий с отрядом в 550 человек. А вслед за ним из Оренбурга в Уфу отправился генерал-майор Штокман с командой из 1750 человек. В случае необходимости оренбургский губернатор И. И. Неплюев наме- ревался выслать на помощь Штокману 1500 яицких казаков и регулярный драгунский полк. Губернатор обратился к тептяр-

109

ско-бобыльскому населению с призывом сохранять спокойст- вие. На борьбу с недовольными были мобилизованы верные правительству мишарские и башкирские феодалы.

Но необходимо отметить, что недовольные вели себя пас- сивно. Особенно это относится к тептярям и бобылям Сибир- ской дороги, которые с приближением царских команд согла- сились платить новый налог. Против тептярей, бобылей и ми- шарей Осинской дороги из Уфы выступила команда Кублиц- кого. Когда она прибыла в Бирск, часть недовольных принес- ла повинную. Однако покорились не все. Около 400 человек вступили в бой с правительственной командой, но потерпели поражение.

Власти жестоко расправились с восставшими. Организато- ры сопротивления татарин Муртаза Нурмешев, мари Иурка Борисов, удмурты Сабан Ураев и Сенька Семенов, мишар Аб- дул Люсселеев были «нещадно» биты кнутом и сосланы на по- жизненную каторгу в Рогервик. Многих захваченных в плен отправили на каторжные работы, других после физического наказания отдали старшинам на поруки.

В восстании 1747 г. недовольные тептяри и бобыли выбра- ли пассивные формы протеста. Их сопротивление ограничи- лось, в основном, отказом платить новые налоги и угрозой жа- ловаться верховной власти на произвол местных администра- торов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Можно ли включить восстание тептярей и бобылей 1747 г. в группу восстаний 30—40-х годов XVIII в.? Доводы могут быть и «за» и «против». До- кажите свою позицию.

2. Почему царское правительство было серьезно встревожено выступле- ниями тептярей и бобылей, хотя они носили характер пассивного сопротивле- ния?

3. Почему башкиры не поддержали восставших?

ДОКУМЕНТЫ

№ 1. Отрывок из допроса предводителя восстания 1735—1736 гг. Кильмяка Нурушева от 19 февраля 1737 г.

«Дед и отец его старинные башкиры, и были ли в прежния бунты соглас- ники, не знает, а отец ево умре в Алдаровский бунт, в которой он, Кильмяк, сам воровал...

А как уведали, что Кирилов приехал для строения города Оренбурха, тог- да собрались все Ногайской дороги в Азиеву мечеть для совета, каким обра-

110

зом ему, Кирилову, в строении того города препятствовать надлежит, и поло- жили: ежели из Уфы он, Кирилов, или правиант, тако ж и протчия команды и казенные обозы пойдут, не пропускать, чинить бой. В чем и подписались все и присягою утвердили. И с тем послали для объявления на все 4 дороги, при- чем требовали, будут ли тех дорог в том с ними одном согласии, ответа на что многие получили изо всех дорог из знатных башкирцев письма, что они все с теми согласны».

(РГАДА. Ф. 248. Кн. 1183. Л. 167.)

№ 2. Отрывок из челобитной восставших башкир от 3 ноября 1735 г. на имя императрицы Анны Ивановны.

«...Мы, нижеобъявленные последние рабы, приклоня к ногам Вашей ми- лостивейшей главы свои, пролив из глаз своих слезы кровию, милости Вашей нужды все свои объявляем. При прежних государях нам, бедным рабам, отцам и дедам, жалованные вотчины и воды в насильствен никому не отдавали. А в нынешнем годе на землях наших обложили городы и церкви строить повеле- ли. И милости Вашей мы, рабы бедные, просим, те городы и церкви на нашей земле строить не повелели бы...

Да еще мы последние рабы бывало в прежние годы свозили из Ваших ми- лостивых государей пожалованных земель соль и продавали в разных уездах, возя всяким людям и с того Вам великому государю платили и всякие скуд- ности тем и справляли. А нынешний год стал отказ тою соль возить и прода- вать во всяком уезде. Просим милости у Вас великой государыни повелела бы приказать милостию своей нам бедным рабам возить и продавать тое соль во все уезды и всем людем для того, чтобы платить ясак... кроме соли, никакой добычи нет для себя для домашнего пропитания скудности своей и справить нечим...

...Да еще Вам милостивой великой государыне кланяемся об обидах Алек- сея Ивановича Тевкелева. Как приехал он Тевкелев в город Уфу, клал на нас на бедных рабов взятки верблюда. Да еще клал и нам ясашным татарам взят- ки лошадей и сказал, что еду посольствовать к казахам.

Не знаем, оные взятки по велению Вашей милостивой государыни или нет».

Далее в челобитной содержится жалоба на другие злоупотребления Тев- келева (захват башкирских земель, закрепощение населения).

Челобитная подписана башкирами 28 волостей Казанской, Ногайской и Сибирской дорог, в т. ч. главными предводителями движения 1735—1736 гг. Акаем Кусюмовым и Кильмяком Нурушевым.

(РГАДА. Ф. 248. Кн. 1236. Л. 57—60.)

111

3. Отрывок из донесения генерала А. И. Румянцева

в правительство от 20 июля 1736 г.

«...июня 29-го вор Кильмяк абыз из-за Белой реки, собрав воров бзшкир- цов Ногайской дороги и Сибирской тысяч с 7 или более, нечаянно на лагерь мой нападение учинили к самому фрунту в таком намерении, дабы меня убить или взять и аманатов и содержащихся воров всех освободить... так жестоко на- падали, что было все табуны отогнали и караульным немалый вред учинили. Но когда ьаши драгуны из лагеря за ними погналис^., то в первом сражении так жестоко на наших напали, при котором нападении Казанского гарнизон- ного полку тремя ранами ранен капитан 1, порутчик 1, прапорщик 1, да убит порутчнк 1, унтер-офицеров и рядовых побито 95, ранено 32. Однако помо- щию божиею те табуны все у воров отбили, разве что небольшсе, что пропа- ло, а воров человек 200 побили... он вор со всем своим собранием разними до- рогами пошел для возмущения оставшися в верности Ногайской и Казанской дорог, и многие деревни пожег и разорил, которые к нему не приставали, и немногие в верности остались, только которые в лесах и в засеках сидели. И ныне вся сия сторона в великом смятении находитца и, почитай, все приста- ли к ворам даже до самого Казанского уезду. Я, всемилостивейшая государы- ня императрица, перед сим в последнем всеподданнейшем доношении так же и ныне, всенижайше прошу, дабы в. и. в. повелели сюда 3 полка драгунских прибавить...

(РГАДА. Ф. 248. Кн. 1131. Л. 737—738.)

УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ДОКУМЕНТАМ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: '

] I

1. Каким образом документальные источники подтверждают причины башкирских восстаний 30—40-х годов XVIII в.?

2. Чем отличается стиль написания документа № 2 от документа № 3? О чем свидетельствуют различия?

3. Как документы подтверждают неоднородность состава восставших, предательство их интересов «верными» и «доброжелательными»?

4. Составьте свой вариант челобитных а) восставших башкир; б) предста- вителя царского командования после одного из сражений в восстаниях 30—40-х годов XVIII в.

112

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]