
- •Основные школы международных отношений.
- •5.Факторы формирования новой системы международных отношений.
- •6. Место и роль нато в европе (1991-2012 гг.)
- •7. Нато и Россия
- •8. Проблема расширения нато на Восток
- •9. Внешняя политика государств в эпоху «холодной войны». Особенности функционирования биполярной системы международных отношений.
- •11. Росия в процессах глобализации
- •2. Грузино-абхазский конфликт
- •13. Внешнеполитические ресурсы России
- •1/8 Часть суши (Россия самая большая страна в мире).
- •75,7 Млн чел. Составляет численность трудовых ресурсов России (6 место в мире)
- •14. Периодизация внешней политики России (1991 – 2012)
- •19. Основная проблематика отношений России со странами Балтии.
- •20.Внешняя политика сша после окончания холодной войны.
- •22. Атр в международных отношениях.
- •25. Место и роль Ближневосточной подсистемы в современных международных отношениях.
- •26. Интересы России на Ближнем Востоке.
- •29.Россия и страны третьего мира.
- •3. Венесуэла. Первые контакты Российской империи и Венесуэлы произошли в 1857 году, когда Россия признала независимость Республики Венесуэла.
- •32. Россия – Центральная и Южная Америка: потенциал отношения.
- •23.Место и роль России в атр.
11. Росия в процессах глобализации
Существуют кардинально-противоположные точки зрения на вопрос о влиянии глобализации на международный статус России: от признания необходимости максимального включения в глобализационные процессы как объективные и необратимые, до признания глобализации прямой угрозой национальной безопасности, целостности и суверенитету государства.
Положительную оценку процессам глобализации дают лишь 20% наших соотечественников, тогда как в их отрицательном влиянии на жизнь нашего общества уверены 32% россиян - показал опрос, организованный Исследовательским центром портала SuperJob.ru. Процессами, сопровождающими всемирную интеграцию, недовольны 32% опрошенных.
Негативным моментом для оценки глобализации явилась реализация политико-экономического курса на так называемое «вхождение в мировую семью народов», проводимого с середины 1980 годов и направленного на привлечение в Россию иностранных инвесторов и капитала, согласие на глубокое разоружение фактически в одностороннем порядке и на многое другое, что связано с реализацией внешнеполитического курса «с опорой на Запад». В результате, при решении ключевых проблем глобального экономического сотрудничества и в рамках «большой восьмёрки» и в рамках большинства значимых европейских или азиатско-тихоокеанских региональных форумов мнение и интересы России практически не учитывались или учитывались в последнюю очередь.
Глобализация, проповедуя цель построения единого всемирного государства с единым правительством, единым пространством, единой валютой, единым народом, культурой, «подталкивает» к принижению и ослаблению суверенитета отдельных стран.
Известный идеолог Ю. Сурков, рассматривая проблему суверенитета государства при интенсификации глобализационных процессов, отмечает, что основным ресурсом обеспечения суверенитета признается «не просто обороноспособность, а комплексная конкурентоспособность», чего в данный момент о РФ сказать нельзя. Россия сегодня не только находится в эпицентре атак неоглобализма, но также и переживает системный экономический и культурологический кризис.
Экономические перспективы глобализации для России:
В настоящее время доля России в международной торговле слишком мала, а производство слишком отстало от мировых стандартов, чтобы чувствовать себя уверенно в меняющемся в сторону глобализации мире. Плюсом глобализации, по мнению российских теоретиков глобализма, может стать постепенное вхождение российских производств в мировое разделение труда и в мировые рынки. Наиболее легкий путь для достижения этого — превращение отдельных отечественных предприятий, желательно слабоконкурентоспособных, в интегральные составляющие транснациональных корпораций. Такой путь откроет России новые источники финансирования, а отечественной продукции — кратчайшую дорогу на мировые рынки
Традиционно в России привыкли относиться к транснациональным корпорациям более чем сдержанно. Но если отойти от традиционных клише и проанализировать реальную экономическую информацию, то выяснится, что роль транснациональных корпораций не так уж и деструктивна .
Во-первых, посредством ТНК в развивающиеся страны мировой периферии поступает основной поток прямых инвестиций.
С их помощью в этих странах развиваются или модернизируются наиболее современные производства. При этом, что характерно, заработная плата их работников, как правило, выше средних национальных показателей: в Японии на 35%, в развивающихся странах от 5% до 40% и даже в США на 6%2.
Во-вторых, в большинстве стран, где активно действуют ТНК, они создают рабочие места намного быстрее своих внутринациональных конкурентов. В развивающихся странах в рамках ТНК готовятся наиболее квалифицированные кадры менеджеров как в сфере финансов, так и промышленности, способные работать на международном уровне в условиях развивающейся глобализации.
В-третьих, как выясняется, именно транснациональные корпорации осуществляют на местах крупные вложения в научные исследования и разработки. В 1996 г., например, на них пришлось порядка 12% всех американских расходов на эти цели.
В-четвертых, транснациональные корпорации, как правило, экспортируют и из развитых, и из развивающихся стран мировой периферии больше продукции, чем местные. В 1996 г., например, они вывезли из Японии 13,1% произведенной ими продукции, а местные компании лишь 10,6%.
Естественно, что вышеперечисленные плюсы от деятельности ТНК нельзя преувеличивать. Более того, чтобы по максимуму их получать, необходимо выстраивать с ТНК конструктивные и равноправные отношения, не попадая в зависимость как от их внутрикорпоративных интересов, так и финансовых вливаний.
Отношения России с ТНК должны преследовать следующие основные цели :
а) защита наиболее важных для национальной безопасности современных производств, особенно в сфере оборонной промышленности;
б) недопущение скупки и последующего разорения наиболее существенных отраслей национальной промышленности, которые с точки зрения интересов ТНК являются излишними или могут выступать конкурентами их продукции.
в) установление жестких рамок деятельности ТНК в стране, недопущение их в сырьевые сферы российской экономики, канализация их интересов в сфере высоких технологий.
При этом крайне важно понять тот факт, что в отличие от стран мировой периферии, давно превратившихся в объекты экспансии ТНК, Россия еще имеет возможность выступать как равноправный партнер самых крупных ТНК, ибо наша страна способна в принципе использовать иной, альтернативный ТНК источник экономического развития — инвестиции, непосредственно поступающие из российского бюджета и формирующиеся за счет экспорта из России сырья, и прежде всего нефти и газа. Таким образом, разумная, рассчитанная на несколько лет вперед адаптационная политика может позволить России избавиться от так называемой сырьевой зависимости, когда вся жизнь страны зависит от стоимости энергоносителей в мире, и максимально использовать плюсы экономической глобализации.
12. Проблема урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
Конфликты после распада СССР:
- межгосударственный: Армения и Азербайджан из-за Нагорного Карабаха
- внутригос-ные: в РФ, Молдавии, Грузии, Таджикистане
1. Нагорный Карабах (НК)
До 1918 года в Закавказье нац. границ не было. После 1917 г. Карабах включен в состав Азербайджанской республики, хотя населяли его в основном армяне. Границы с Арменией у НК не было.
В 1988 году на референдуме население НК высказалось за воссоединение с Арменией. В 1991 г. начались боевые действия, в итоге Армения установила контроль над НК. Кроме того, были захвачены и некоторые близлежащие районы Азербайджана.
На данный момент ситуация «заморожена»: республика НК имеет президента, правительство и парламент, но признана только Арменией.
Ситуацию пытается решить Минская группа ОБСЕ (сопредседатели — Россия, Франция, США), созданная по решению СБ ООН. Переговоры тормозит Азербайджан, который добивается признания себя жертвой агрессии и не желает обсуждать полит. будущее НК.