
- •1. Место патопсихологии
- •5. Деонтологически епроблемы
- •7. Нарушениея сознания
- •9. Нарушения самосознания
- •11. Клиническая классификация эмоциональных состояний
- •13. Типы патологического эмоционального реагирования
- •15. Патология эмоций
- •17. Депресс-маниакальн синдром
- •19. Непосредственная память
- •21. Прогрессирующая амнезия
- •23. Методы для диагностики непосредств. Памяти
- •25. Умств. Работоспособность
- •1. Операциональный компонент мышления:
- •2. Мотивационный компонент мышления:
- •3. Динамический компонент мышления:
- •4. Нарушение критичности.
- •Узловые механизмы мыслительной деятельности
- •33. Нарушения темпа мышления
- •35. Нарушение подвижности мышления
- •37. Бред,бредовые идеи
- •39. Качественные и кол-е нарушения ощущений
- •41. Иллюзии
19. Непосредственная память
Непосредственная память – это способность воспроизводить информацию сразу же после действия того или иного стимула.
Одними из наиболее распространенных видов нарушений непосредственной памяти являются:
1) корсаковский синдром;
2) прогрессирующая амнезия.
Корсаковский синдром – это нарушение памяти на текущие события при относительной сохранности памяти на события прошлого. Этот синдром был описан отечественным психиатром С. С. Корсаковым.
Корсаковский синдром может проявляться в недостаточно точном воспроизведении виденного или слышанного, а также в неточной ориентировке. Часто больные сами замечают дефекты своей памяти и пытаются заполнить пробелы вымышленными вариантами событий. Реальные события то отчетливо отражаются в сознании больного, то причудливо переплетаются с никогда не существовавшими событиями. Неспособность запоминать текущие события приводит к невозможности организации будущего.
При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются как на текущие события, так и на события прошлого. Больные путают прошлое с настоящим, искажают последовательность событий. При прогрессирующей амнезии отмечены следующие признаки:
1. Интерферирующий эффект – наложение событий прошлого на события настоящего, и наоборот.
2. Дезориентировка в пространстве и во времени. Пример: больной кажется, что она живет в начале ХХ в.; она думает, что недавно началась Октябрьская революция.
Такие нарушения памяти часто отмечаются при психических заболеваниях позднего возраста. Сначала у больных снижается способность к запоминанию текущих событий, затем из памяти стираются события последних лет. При этом сохранившиеся в памяти события из отдаленного прошлого приобретают в сознании больного особую актуальность. Больной живет не в настоящем, а в обрывках ситуаций и действий, которые происходили в далеком прошлом.
Для иллюстрации подобных нарушений памяти приведем примеры, взятые из результатов экспериментального исследования одной из больных:
1) объясняя смысл пословицы «Не в свои сани не садись», говорит: «Не будь таким нахальным, невежливым, хулиганом. Не ходи, куда не нужно»;
2) смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» объясняет так: «Работай, будь трудолюбивым, культурным, вежливым. Делай все быстро, хорошо. Люби человека. Все для него делай».
Таким образом, понимая переносный смысл пословицы, больная не может запомнить его и отвлекается. Суждения больной характеризуются неустойчивостью, правильные суждения чередуются с неверными.
20. Корсаковский синдром
Корсаковский синдром (С.С. Корсаков, отечественный психиатр, 1854—1900; синоним амнестический синдром) — сочетание расстройства памяти на текущие события (так называемая фиксационная амнезия), ориентировки во времени, месте, окружении и ложных воспоминаний. Может возникнуть при тяжелых интоксикациях, прежде всего хронической алкогольной, дефиците витамина В., инфекционных болезнях, опухолях головного мозга, гипоксии разного происхождения, нарушении мозгового кровообращения, после черепно-мозговой травмы и др.
Патопсихологической основой расстройств памяти на текущие события при К. с. считают нарушения их удержания (ретенции) и особенно воспроизведения (репродукции), тогда как непосредственное запоминание нарушено мало.
Из проявлений К. с. особенно выражены расстройства памяти на текущие события. Больные почти мгновенно забывают содержание только что сказанного ими, спустя несколько минут не помнят, кто к ним подходил,
Наиболее резко нарушается словесная память, в меньшей степени — образная, еще меньше нарушена так называемая эмоциональная память, в связи с чем, совершенно не помня содержания неприятного события, больной может приходить в плохое настроение в обстановке, где оно произошло, или при виде лица, имевшего к нему отношение. (Укол)
Несмотря на выраженное расстройство памяти на текущие события, память на события прошлой жизни, нередко отдаленные, остается относительно сохранной, а некоторые воспоминания о давних событиях отличаются особенной яркостью.
Ориентировка в месте также в большинстве случаев носит неточный характер. Больные с более тяжелыми расстройствами не могут ориентироваться даже в окружающей обстановке, например не находят своей койки, не могут найти путь в столовую, туалет.
Ложные воспоминания при К. с. бывают двух видов. Более типичными являются замещения пробелов памяти на текущие события воспоминаниями о реальных событиях, происходивших в прошлом. Так, больные, давно находящиеся в больнице, говорят о том, что недавно «пришли с работы», «были в гостях у родственников» и т.п. Этот вид ложных воспоминаний обозначают термином псевдореминисценции. Реже больные при расспросе о текущей жизни сообщают вымышленные истории, нередко фантастического содержания («путешествовал по странам Африки и Азии, встречался с абиссинским негусом», «летал на космическом корабле» и др.). Подобные обманы памяти называют конфабуляциями. Больные с К. с. внушаемы. Задавая вопросы, можно вызвать у них тот или иной вид ложных воспоминаний.
Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, т.е. грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю. Б. Розинским (1948) подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний.
При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики.