- •Вопросы для итогового контроля к дисциплине Международные отношения
- •Понятие и критерии международных отношений.
- •Основные школы международных отношений.
- •Субъекты международных отношений.
- •Система и структура международных отношений.
- •Факторы формирования новой системы международных отношений.
- •Нато и Россия.
- •Проблема расширения нато на Восток.
- •Внешняя политика государств в эпоху «холодной войны». Особенности функционирования биполярной системы международных отношений.
- •Основные предпосылки, движущие силы и характеристики процесса глобализации
- •Россия в процессах глобализации
- •Проблема урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
Нато и Россия.
История взаимоотношений России с Организацией Североатлантического договора (далее — НАТО, Альянс и т.д.) строится с момента основания блока в 1949 году в ключе постоянного антагонизма и напряженности. Попытки построить отношения между суверенным государством (СССР и в последствие с Российской Федерацией) и НАТО постоянно сталкиваются с рядом необъяснимых трудностей, приводящие отношения к маятниковому эффекту, «раскачивающемуся» от мнимой стабилизации к обострению обстановки.1
С окончанием «холодной войны» начинается процесс постепенного перехода от конфронтации к конструктивному сотрудничеству c НАТО. В 1992 г. наша страна вошла в состав Совета североатлантического сотрудничества (с 30 мая 1997 г. – Совета евроатлантического партнерства - СЕАП). 22 июня 1994 г. Россия присоединилась к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ).
Правовой основой отношений между Россией и НАТО стал «Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» (подписан в Париже 27 мая 1997 г.), в котором, в частности, зафиксированы политические гарантии военной сдержанности, намерение развивать долговременное партнерство и добиваться укрепления стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе на основе общих интересов, взаимности и транспарентности. Создание в соответствии с Основополагающим Актом Совместного постоянного совета Россия-НАТО (СПС) – своего рода «пробного механизма» взаимодействия – способствовало преодолению остатков прежней конфронтации, укреплению взаимного доверия и сближению позиций, открыло возможности для разработки программы практического сотрудничества в области безопасности и обороны. Однако аналитики отмечали недостатки в процессе принятия решений в СПС, так как члены НАТО договаривались об общей позиции до заседаний СПС, на основе дискуссионного процесса в Североатлантическом союзе, и неохотно шли на отказ от положений, с трудом принятых по принципу консенсуса, при возражениях России. В 1999г. Россия вышла из Совместного постоянного совета в протест против вмешательства Североатлантического союза в Союзную Республику Югославию. Таким образом, наметился первый кризис в установлении партнерства. Однако в мае 2000г. Совместный постоянный совет все же возобновил свои заседания, а через год после этого НАТО открыла Информационное бюро в Москве.
12 марта 1999г. к блоку присоединились Венгрия, Польша и Чехия, три страны-члены бывшей ОВД. Следом, две недели спустя, Североатлантический альянс, теперь уже в составе 19 государств, в нарушение Устава ООН и всего международно-правового порядка, совершил нападение на Союзную Республику Югославию.
Следующая волна расширения последовала в 2004г.: Словения, Словакия, Румыния, Болгария, Латвия, Литва и Эстония – и затронула уже бывшие республики СССР. Процессу расширения НАТО во многом способствовала пассивность и непоследовательность политической элиты России в 1990-х гг. в защите национальных интересов, зависимость экономического и политического курса от Запада. Российская дипломатия и экспертно-политическое сообщество упустили из виду формирование идеологии и стратегических планов куда более обширной и далеко идущей экспансии, чем формальное расширение2.
Таким образом, принятие новой Стратегической концепции НАТО и война на Балканах продемонстрировали трансформацию блока из военного в военно-политический, которая обозначила коренную перемену в существующей структуре глобальной политики.
Вместе с тем новые угрозы международной безопасности со стороны негосударственных образований и рост террористической активности с началом 21 века стали стимулом к консолидации военно-политического потенциала сторон – как ответа на эти угрозы. Сразу после террористических актов 11 сентября 201г. обе стороны отметили, что сотрудничество между ними может принести им только выгоды3. Так качественно новый этап в развитии взаимоотношений открыла встреча на высшем уровне России и государств-членов НАТО в Риме 28 мая 2002 г. В соответствии с подписанной в ходе саммита Римской декларацией «Отношения Россия-НАТО: Новое Качество» был создан заменивший СПС Совет Россия-НАТО (СРН) - принципиально новый механизм для постоянных политических консультаций, выработки и принятия совместных решений и осуществления действий России и стран-членов альянса как равных партнеров в определенных в Римской декларации областях, представляющих общий интерес4. В тексте документа подчеркивалось, что в рамках СРН Россия и государства-члены Альянса будут работать как равные партнеры, имея в виду новый национальный формат обсуждения проблем, когда страны-участницы НАТО при изложении точки зрения своих правительств не обязаны общей позицией Альянса, во-первых; и, во-вторых, участники совета будут обсуждать тот или иной вопрос с целью принятия совместного решения до того, как этот вопрос станет предметом обсуждении в НАТО. Более того, предполагалось, что Совет НАТО будет рассматривать данный вопрос лишь в том случае, если «двадцатка» не может прийти к консенсусу. Этот механизм позволял сделать обсуждение проблем более гибким и способствовал взаимодействию сторон в принятии решений по вопросам, не имеющим принципиальных разногласий. Тем не менее, новая процедура в рамках СРН не дала России равноправного на деле участия в принятии совместных с государствами-членами НАТО решений в ситуации вокруг Кавказского кризиса в августе 2008 г., когда деятельность Совета была заблокирована США, а вопрос расширения блока за счет Украины и Грузии педалируется5.
На неформальном заседании мининдел СРН в Софии 28 апреля 2006 г. был принят документ о приоритетах развития отношений Россия-НАТО. В нем подведены итоги деятельности СРН со времени принятия в мае 2002 г. Римской декларации. В документе содержится набор рекомендаций по повышению качества взаимодействия Россия-НАТО. В частности, будут проработаны возможности налаживания обмена информацией и передовым опытом, проведения учений и тренировок антитеррористических подразделений, защиты объектов критической инфраструктуры, противодействия кибертерроризму. Предусматриваются меры по продвижению взаимодействия на таких приоритетных направлениях, как обеспечение оперативной совместимости военных контингентов, систем противоракетной обороны и контроля за воздушным движением, укрепление потенциала реагирования на теракты, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, развитие сотрудничества в области военно-технических связей, оборонных исследований и технологий6.
26 апреля с.г. в Осло Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял участие в заседании СРН на уровне мининдел. Было констатировано поступательное развитие политического диалога и практического сотрудничества в формате СРН по ряду направлений. Вместе с тем, российской стороной высказаны серьезные озабоченности действиями НАТО, затрагивающими коренные вопросы европейской и глобальной безопасности и требующими коллективных, а не односторонних или блоковых решений.
В мае с.г. Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало многостороннее Соглашение о статусе сил, вступившее в силу для нашей страны 27 сентября 2007 г. Этот документ определяет правовой статус военнослужащих России и стран-участниц ПРМ в период их временного пребывания на иностранной территории для проведения учений, тренировок, контртеррористических и миротворческих операций. Данное Соглашение позволит решать многие организационно-правовые и практические вопросы, связанные с реализацией проектов и программ сотрудничества под эгидой СРН.
24 сентября «на полях» 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Министр иностранных дел России С.В.Лавров встретился с Генеральным секретарем НАТО Я.де Хооп Схеффером. Были обсуждены состояние дел и перспективы сотрудничества в формате Совета Россия-НАТО. Рассмотрены также существующие проблемные вопросы в отношениях России с альянсом, прежде всего в области контроля над обычными вооружениями, ПРО, а также в связи с планами расширения НАТО7.
Таким образом, с момента подписания Основополагающего акта 1997 года в новейшей истории отношений России – НАТО можно констатировать наличие уже двух кризисов, оба из которых демонстрируют принципиальные разногласия сторон в оценке как правовых основ международных отношений, заложенных в документах Организации Объединенных Наций (ООН), так и системы европейской безопасности.
Эволюцию отношений Россия – НАТО с момента распада СССР до настоящего времени можно охарактеризовать как неравномерный процесс от противостояния через кризисы к партнерству. При этом кризисы можно и нужно рассматривать как частный случай взаимодействия системы. На современном этапе сохраняются внутренние и внешние противоречия в системе данных отношений, внутри самого Альянса, и отдельных стран (включая Россию). Эти противоречия имеют идеологическую, экономическую и военно-политическую составляющие на каждом из рассмотренных уровней.
