
- •1) Как и.Гофман определяет социальное взаимодействие?
- •4) Что представляет собой порядок взаимодействия?
- •5) В чем выражается зависимость людей от порядка?
- •6) Перечислите основные подразделения взаимодействия и кратко охарактеризуйте каждое.
- •7) Каким образом ситуационные эффекты могут воздействовать на социальные структуры?
- •8) Как проявляется ритуальная сторона социального взаимодействия?
- •9) Как связаны социальные отношения и порядок взаимодействия?
- •10) Что такое диффузные статусы? Как они проявляются в социальном взаимодействии?
10) Что такое диффузные статусы? Как они проявляются в социальном взаимодействии?
Требует рассмотрения вопрос о том, что в традиционной социологии называют диффузными (широко распространенными) статусами или, в дру гом варианте, главными статусоопределяющими характеристиками. Можно сказать, что в нашем обществе имеются четыре решаю щих диффузных статуса: возрастная градация, гендерная принадлеж ность, социальный класс и раса. Хотя эти атрибуты и соответствую щие социальные структуры функционируют в обществе совершенно по-разному (возможно, раса и класс действуют в наиболее близких направлениях), все они обладают двумя решающими чертами.
Во-первых, они образуют перекрестие пересекающуюся сетку, на которой каждый индивид может быть адекватно размещен соот ветственно каждому из четырех статусов.
Во-вторых, это размещение соответственно всем четырем ат рибутам достаточно очевидно благодаря их зримым физическим проявлениям, которые наши тела вносят во все наши социальные ситуации, причем никакой предварительной информации о нас не требуется. Независимо от того, можно ли идентифицировать нас ин дивидуально в какой-то конкретной социальной ситуации, по выхо де на сцену нас почти всегда можно идентифицировать категори ально на основании этих четырех признаков. (Если же нет, то в таком случае возникают социологически поучительные поводы для беспокойства.) Легкая воспринимаемость этих черт в социальных ситуациях конечно же не совсем случайна. В большинстве случаев социализация весьма тонкими путями добивается того, что наше место в этих измерениях окажется более явным, чем могло бы быть при других обстоятельствах. И без сомнения, любая трудновоспри нимаемая черта едва ли смогла бы приобрести массовость охвата, свойственную какому-то диффузному статусоопределяющему (или, точнее, статусоидентифицирующему) признаку, по крайней мере в обществе современного типа. Сказанное не означает, будто воспри нимаемость имеет равную важность с самой ролью, какую играет в нашем обществе каждый из этих диффузных статусов. К тому же одна воспринимаемость явно не гарантирует, что общество будет использовать данное свойство как структурообразующий фактор.
В итоге, нормальное ощущение, что все атрибуты внешнего про исхождения официально выведены из игры в сервисных сделках и что в них тон задают локально детерминированные факторы (за ис ключением, разумеется, скрытых нарушений, реальных и вообража емых), оказывается неким достижением нашего восприятия. Вне шним атрибутам практически обеспечено рутинное, систематическое «признание», а разнообразные локально детерминированные факто ры (помимо уже известного нам правила «первым пришел, первым обслужили») присутствуют на сцене несистематически. В таком слу чае «равное» обхождение с клиентами никоим образом не поддер живается тем, что фактически происходит (официально или неофициально) во время сервисных сделок. То, что может быть сделано и делается в заведенном порядке, — это блокировка определенных влияний внешнего происхождения в определенных структурных точках при проведении подготовительной работы к обслуживанию. На этой деятельности основано чувство некой уверенности, что равный подход к обслуживаемым у нас преобладает.