- •Вопрос 17
- •Вопрос 19
- •Вопрос 20
- •Вопрос 21
- •Вопрос 22
- •Вопрос 23
- •Вопрос 26 Сущность организационных конфликтов
- •Вопрос 27
- •Вопрос 29
- •Вопрос 30
- •Вопрос 33
- •Вопрос 34, 35
- •Вопрос 36
- •Вопрос 37
- •Особенности межгосударственных конфликтов. Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:
- •Вопрос 39
- •Вопрос 40
- •Вопрос 41
- •Вопрос 43
- •Вопрос 44
- •Вопрос 46 «Конфликтный функционализм» Георга Зиммеля
- •Вопрос 47
- •Вопрос 48
- •Вопрос 49 профилактика супружеских конфликтов
- •Вопрос 50
Вопрос 19
Известно несколько определений коллективного сознания и поведения, хотя, надо сказать не все они полезны в практическом отношении. Так, согласно определению Нейла Смелзера (директора крупнейшего исследовательского центра в области социологии при Стендфордском университете, вице-президента Международной социологической ассоциации, одного из патриархов современной американской социологии), коллективное поведение- это “мобилизация на базе верования, определяющего социальное действие". Н.Смелзер развернул собственную теорию ценностно-ориентированного коллективного поведения. В отличие от теорий “психического заряжения”, мобилизации и других он выделяет в механизмах формирования массового действия когнитивные компоненты: единство взглядов, ценностей, верований его участников. Многие современные массовые движения, например, движение “зеленых”, объясняется этой теорией лучше, чем другими теоретическими подходами.
Такое определение Н.Смелзера подтверджается перечнем основных детерминант коллективного поведения. Вкратце остановимся на них.
1) Структурное участие. Финансовая паника, безумие моды невозможны в примитивном, традиционном обществе. Урбанизированное общество в значительно большей степени пораждает феномены коллективного поведения (мегаполисы- Нью-Йорк, Сингапур, Лондон, Токио и др. сотрясают массовой “паникой” финансовые и товарные биржи), чем сельское население, вследствие отсутствия социальных корней, анонимности, большого количества временных жителей, высокой мобильности.
2) Структурный стиль. Часто в основе коллективного поведения лежит утрата каких-либо ценностей или боязнь их утраты. Острое чувство несправедливости (реальной или вымышленной) провоцирует многие коллективные действия экстримального характера в обществе. Такое чувство характерно для угнетаемых слоев и классов, притесняемых этнических меньшинств, групп с минимальными средствами существования и даже привилигированные группы, которые теряют свои привилегии,- это не только объеденяет, но и способствует возникновению феномена коллективного сознания и соответственно коллективного поведения.
3) Развитие и распространение обобщенных верований. Члены социальной общности, совершающие коллективные действия, обязательно разделяют в большей или меньшей мере идею или верование, которое идентифицируется с источником тревоги, привлекательным и малодоступным культурным образцом или ценностью, со способом избегания неприятных последствий или, наоборот, с возможностями достижения источника удовлетворения устремлений.
4) Дополнительные факторы. Толчком к возникновению общего понимания ситуации, чувства общности, устремлений и желаний всегда служат определенные драматические события, вовремя полученная информация, некоторая совокупность действий, которые могут в конечном итоге привести к проявлению коллективного поведения. Так, крик о жестоком поведении милиции неоднократно приводил и приводит по сей день к столкновениям, происходящим в постсоветском пространстве как в России, так и в Украине.
5) Мобилизация для совершения коллективных действий. Желания, устремления и осознание ситуации многими членами социальной общности могут не дать эффекта коллективного поведения, если установки и ориентации не направлены на определенный объект.
6) Действие социального контроля. Циклы коллективного поведения в массовом обществе могут быть изменены или прерваны действием пропаганды, власти, влиянием харизматических лидеров, правовых институтов и других образцов социального контроля.
Если понятие “общество” в достаточной степени разработано многими
философами и социологами, в то время как понятие “массовое общество” относительно новое и применяется в научном мире довольно редко. Дело в том, что под термином “масса” обычно понимают не просто множество людей, но относительно большое количество людей, пространственно разделенных и анонимных, реагирующих на сходные стимулы, но действующих индивидуально, не считаясь с другими людьми.
Если традиционное общество (в том числе и родоплеменное) управляется небольшими элитными группами, которые изолированы от других членов общества, причем коллективное поведение и управление осуществляется в соответствии с обычаями, нравами и традициями на основе принятых и усвоенных ценностей, то в массовом обществе традиции и нравы не служат основой для принятия решений и элитные группы не изолированы в такой степени от чувст и мыслей неэлиты.
В условиях массового общества элитные слои способны успешно противостоять воздействию неэлитных слоев. Сегодня мы видим как властвующие части элиты пытаются пропагандировать, организовывать и манипулировать поведением членов неэлитных слоев общества для поддержания собственных целей и интересов. Современные средства массовой информации позволяют избирательно определять проблемные для целей элиты группы в обществе, воздействовать персонально (например, посредством поздравительных открыток и писем, публичных выступлений или с помощью рекламы) и постоянно отслеживать степень влияния на общественность различных средств воздействия.
Представители массового общества сталкиваются (хотят они того или нет) с некоторыми проблемами, которые самым отрицательным образом сказываются на условиях их социальной жизни и на поведении.
Следовательно в жизнедеятельности общества протекает непрерывный процесс влияния не только индивидуального, но и коллективного поведения, которое в свою очередь формирует общество, в котором нормальные первично-групповые, общественные, традиционно-ориентированные взаимосвязи переходят во вторично-групповые, утилитарные. За коллективным поведением стоят анонимность, высокая степень социальной мобильности, социализация статусов и социальных ролей, во многом индивидуальный выбор поведения, который относительно независим от существующих традиционных нравов и ценностей. До тех пор пока связи на уровне первичных групп и традиционно-ориентированные связи остаются наиболее важными в современной жизнедеятельности, массовое общество представляется как идеальный тип или модель, которая существует, но черты которой не служат основой поведения большинства людей. Однако закономерности социального развития в условиях современности показывают, что черты массового общества преобладают.
Следует отметить, что коллективное поведение в массовом обществе представляет крайне противоречивое социальное явление, характеризуемое некоторыми специфическими чертами поведения, которые в совокупности называются массовым или коллективным поведением в отношении членов данного общества.
