Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отеч литра ответы.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
404.32 Кб
Скачать
  1. Гротеск в творчестве Гоголя и Достоевского (Нос, Двойник)

Гротеск –худож прием, основанный на преувеличении, заострении качеств людей, предметов, явлений. Изображаемое абсолютно фантастично, нереально, неправдоподобно и ни в каком случае не возможно в настоящей жизни.Эффект гротескных образов усиливается тем, что они обычно показываются наравне с обычными, реальными событиями.

Если говорить о повести Н.В. Гоголя "Нос", то здесь также наблюдается сочетание абсурдной фантасмагоричной истории с исчезновением носа и будничной реальности Петербурга. Для Гоголя это не просто город – это образ-символ; но гоголевский Петербург – это средоточие какой-то невероятной силы, здесь случаются загадочные происшествия; город полнится слухами, легендами, мифами.

Для изображения Петербурга Гоголь использует синекдоху–достаточно сказать о мундире, шинели, усах, бакенбардах – или носе – чтобы дать исчерпывающее представление о том или ином человеке. Человек в городе обезличивается, теряет индивидуальность, становится частью толпы, которая воспринимает окружающих "по-чиновничьи" – в соответствии с их должностью.

Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его "нечеловеческой" природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу. Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшего носа – ведет себя точно так же. "По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он [нос] считался в ранге статского советника", и Ковалева именно это удивляет больше всего.

Внезапное исчезновение с лица носа и дальнейшее его появление на улице в виде статского советника – либо не удивляет персонажей вовсе, либо удивляет, но не тем, чем должно, по логике вещей. Напр., удивляет,как выглядит теперь место прежнего расположения носа – "совершенно гладкое".

А Ковалева волнует отнюдь не то, что без носа, в принципе, он должен быть лишен возможности дышать. Он беспокоится только о том, как же он теперь появится в обществе.

Нос ведет себя так, как и подобает "значительному лицу" в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе "с выражением величайшей набожности", заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Все видят в нем важного чиновника. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку. Так, например, нос молится, спрятав "лицо свое в большой стоячий воротник".

Несуразица - в резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником в пироге, то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку.

Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете?

Повесть «Двойник» (1846) (подзаголовок «Петербургская поэма»), во многом продолжила гротескные традиции петербургских повестей Гоголя. Сатирический гротеск служил раскрытию вопиющих контрастов столицы — с ее роскошью и нищетой, всевластием имущих и ничтожеством и бесправием бедняков. В герое «Двойника» Дocтoeвский показал мучительное раздвоение личности, психологическое «двойничество», порожденное противоречиями самой социальной системы. Усложнен психолог анализ душевных переживаний мелкого чиновника, одержимого манией преследования.

Раздвоение сходящего с ума Голядкина — не просто патологическая фантасмагория. Голядкин видит в своем безумии ничтожество и бездушие окружающего его чиновничьего мирка. Он не только жертва этого общества, но и несет в своей душе жажду преуспеяния, желание примкнуть к этому обществу, разделить с ним жизненные блага, что своеобразно и реализуется в образе двойника — Голядкина-младшего, успешно втирающегося в это общество.

Исследователь Шкловский: «Нос — своеобразный двойник Ковалева». Неполноценность человека, погоня за самим собой, ощущение, петербургский пейзаж в гоголевской повести могли показать Достоевскому путь к странному двойнику, с которым встретился Голядкин.

Самодовольный и пошлый майор Ковалев — объект сатиры Гоголя; Яков Петрович Голядкин — своего рода трагический герой, в отчаянной тревоге мечущийся по бездушному городу и пытающийся спасти свое «я» от давления рутинного аморализма. Ничтожный в социальном плане, погружаясь в безумие, Голядкин из последних сил борется против коварного двойника, не приемлет его методов самоутверждения, его подлости и жестокости. В распадающемся сознании героя самым прочным остается не рассудок, а этическое ядро. Гибель Голядкина, в соответствии с принципами трагедии, означает его нравственную победу. Легче уничтожить разум человека, чем его совесть.

Белинский увидел недостаток повести в ее «фантастическом колорите». «Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведывании врачей, а не поэтов»