Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зимняя сессия (ответы).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
542.21 Кб
Скачать
  1. Образ трагического героя в трагедии «Прометей Прикованный». Принципы построения образа Прометея. Зевс и Прометей. Второстепенные образы трагедии.

Эсхил – первый великий трагик. Жил в эпоху общественного, культурного, политического и идеологического подъёма. Родился в 525 году до н.э. в Элевсине в аристократической семье. Умер в Сицилии в 456 году до н.э. До нас дошло только 7 полноценных трагедий из 70 написанных, а также 20 сатировских драм.

Время написания и постановки трагедии точно неизвестно и по разным данным колеблется от 470 до 450 г. до н.э.

Основное внимание обращено на главного героя, в создании образа которого Эсхил проявляет значительную степень новаторства. Так, у Гесиода Прометей – фольклорный обманщик, «богатый на выдумки», «хитроумный», коварно мыслящий, способный обманывать и одурачивать. Зевс обрёк людей на полуголодный, близкий к звериному образ жизни – Прометей же своим поступком ускорил процесс их деградации. Налицо пессимистическая картина мира, которая дополняется мифологическим сюжетом с ящиком Пандоры.

У Эсхила же всё выглядит иначе. Зевс решает уничтожить людей, Прометей защищает их. Огонь принесён людям ради их собственного блага, овладения ремёслами и науками, избавления от страха смерти и чрезмерной зависимости от воли богов. Эсхил характеризует Прометея словом филантроп, до Эсхила не употреблявшимся. Автор доказывает, что человечество развивается, а порабощения Прометея приравнивает к порабощению всего народа. У эсхиловского Прометея более высок уровень самосознания; он принадлежит к самому старшему поколению богов. Таким образом, он старше Зевса и является его достойным соперником, скрывая имя женщины, которой предначертано родить сына, в будущем должного свергнуть Зевса – естественно, это ввергает Зевса в страх. Прометей наказан и за похищение огня, и за молчание, и за чрезмерную любовь к людям. Его ответное бесстрашие приводит в движение и земные, и небесные стихии – Прометей открыто говорит о несправедливости Зевса. Низвержение в Аид носит характер космической катастрофы, и вся жизнь Прометея становится метафорой жизни людей.

Эсхил использует приём хронотопического (пространственно-временного) расширения. Так, Прометей рассказывает океанидам о прошлом человечества; во второй половине трагедии дважды пророчествует Ио о её будущем. Прометей ощущает протяжённость времени, и этим подчёркивается глобальный трагизм; ставится проблема ответственности за деяния, формируется и возрастает трагическая нетерпимость героя.

Выделяется пять этапов становления образа Прометея:

  1. Поиск сочувствия у природы, страх перед грядущими муками,

  2. Жалоба хору океанид, которые пытаются склонить его к благоразумию. Прометей же, зная о том, что в будущем Зевс пойдёт на компромисс, упрашивая его открыть тайну, резко говорит о могущественнейшем из богов.

  3. Появление Океана, желающего примирения Зевса и Прометея, вызывает у последнего саркастическое отношение и злую иронию. Он произносит фразу, характерную для нормативного героя: «Мне хватит сил вынести свою долю» - Прометей понимает, как унижает жалость, и больше не позволяет себе жаловаться.

  4. После ухода Ио Прометей повторяет свои угрозы и в ответ на мольбы океанид говорит, что Зевс заботит его меньше всего на свете.

  5. Во время явления Гермеса с требованием открыть тайну Прометей непреклонен и только сыплет новыми угрозами. Зная, что самое страшное впереди, он не идёт на компромисс. И этот героизм непреклонности – признак истинной трагической нетерпимости.

Принципы построения образа Прометея-сверхгероя:

  1. Характер его однокрасочен, однолинеен;

  2. Концепция героя такова, что в момент слабости в нём раскрывается и героическое, и человеческое, в конце же перед читателем предстаёт монолитный образ – нарастает риторическое начало.

  3. В образе Прометея объединяются гармонии судьбы и человеческой воли – знание судьбы ведёт к новым великим подвигам.

Зевс формально отсутствует на сцене, но о нём постоянно идёт речь. Борьба Зевса и Прометея означает борьбу старого и нового божества. Все говорят о произволе Зевса; Прометей вводит тему его проклятия. И тем не менее, герои похожи – гневные, жёсткие, самовольные. Власть Зевса покоится на знании Прометея, спасение Прометея – на воле Зевса, => связь героев предопределена судьбой.

С Ио же Прометея сближает то, что и она, и он получают освобождение от своего врага Зевса. Образ Ио, с одной стороны, дублирует ряд черт, характерных для Прометея, с другое же – является связующим звеном между Прометеем и Зевсом в том числе и благодаря мотиву знания, раскрывающемуся через пророчество.