
- •Общая часть международное частное право как комплексная отрасль права.
- •Источники международного частного права.
- •Коллизионное право.
- •Личный закон физического лица.
- •Закон национальности юридического лица:
- •Закон места нахождения вещи. Закон движимых и недвижимых вещей
- •Закон страны продавца –
- •Закон места совершения акта.
- •Закон места совершения правонарушения.
- •Субъекты международного частного права.
- •Опека и попечительство.
- •Правовой статус юридического лица
- •Правовое положение иностранных юридических лиц в рф и российских юридических лиц за рубежом
- •Правовое положение государства как субъекта мчп
- •Статус международных межправительственных организаций (ммпо)
Субъекты международного частного права.
Иностранные граждане подчиняются правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства.
У бипатридов усложненный статус (Конвенция). В ряде стран есть специальная отрасль права – «Право иностранцев».
В большинстве национальных законов установлен принцип национального режима в применении к физическим лицам. Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства должны соблюдать его законы, подчиняться местному правопорядку, но отдельные вопросы правого статуса таких лиц подчиняются их личному закону.
В Российской Федерации (ст. 1119 ГК РФ) генеральная личная коллизионная привязка –закон государства гражданства, субсидиарное право государства места жительства.
Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых российское является российское право.
Личным законом иностранных граждан так же может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ.
Личный закон апатрида определяется на основе признаков Домицилия (так же и для бипатридов).
В ряде стран применяется критерий реальной связи(место жительства семьи, место постоянной работы, место нахождения имущества).
Личным законом беженца является право страны убежища.
В РФ гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона. Иностранцы и апатриды в РФ пользуются полной гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Иностранцы могут ограничиваться по занятию определенными видами деятельности или по определенным должностям.
Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется по законодательству государства пребывания. РФ должна защищать своих граждан, оказывать им покровительство. По Постановлению Правительства могут быть установлены реторсии (ограничения) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ.
В странах общего права по вопросам права лица на имя к иностранцам применяется только американское право. В континентальной системе право на имя определяется по личному закону, но в отношении последствий злоупотреблений чужим именем применяется собственное право (закон суда или закон места совершения правонарушения). В РФ право на имя, его использование и защиту регулируется личным законом, если в законе не предусмотрено иное.
Физические лица не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если такое лицо является дееспособным по праву государства места совершения сделки.
Ограничение дееспособности происходит только в судебном порядке. Иностранцы в России могут быть ограничены в дееспособности в случае уведомления компетентных органов государства гражданства такого лица об основаниях ограничения дееспособности и согласии государства гражданства на судебное разбирательство в РФ.
Основания ограничения должны совпадать по законам обоих государств, а если у иностранца есть постоянное место жительства на территории РФ, то общими основаниями.
По Конвенции СНГ 1993 года «О правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам» есть дополнительная коллизионная привязка – «закон компетентного учреждения».
В ситуации безвестного отсутствия, коллизионные проблемы решаются на основе личного закона или закона суда. Компетентными являются суды государства гражданства того лица, в отношении которого возбуждено дело о безвестном отсутствии. Иногда компетентным является суд другой договаривающейся стороны (Договор России и Польши 1996 года).