Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы к экзамену по гму.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
727.55 Кб
Скачать

24. Специфика действия законов государственного управления.

Государственное управление, как целенаправленная деятель­ность, надстраивающаяся над деятельностью общества, в конеч­ном счете, определяется его состоянием, потребностями и интере­сами. Вместе с тем его законы есть не что иное, как общие, информационные по природе, законы социального управ­ления. Законы управления, в отличие от правовых законов, регулирующих общественные отношения - это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляю­щим субъектом и управляемым объектом, между управляющей системой и социальной средой, а также между государством в целом и его органами управления. Закономерные (законом обусловленные) структурные и функ­циональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реали­зуются в виде тенденций. Сформулированное теорией понятие того или иного закона служит основой объяснения и прогнозирова­ния социально-политических и других общественных процес­сов. Критерий реальности объективных законов государствен­ного управления — проявление в разнообразных действиях субъекта, в управленческих отношениях, регулярной повторяе­мости существенно значимых результатов управленческих дей­ствий.

Первый закон - закон зависимос­ти управляющего воздействия субъекта на объект от состоя­ния системы государственного управления и социальной среды.

Состояние системы государственного управления характеризу­ется, прежде всего, ее типологическими признаками: как системы авторитарной или демократической. Понятие «состояние» выра­жает также уровень развитости структур, функций, нормативно-правовой базы и других элементов системы. Любая система государственного управления функционирует в определенной социальной среде, т.е. в рамках конкретного общества и присущих ему экономических отношений, сложив­шейся социальной структуры, культурной среды, социально-пси­хологической атмосферы. Понятно, что эти факторы непо­средственно или опосредованно оказывают воздействие на ха­рактер деятельности управляющей системы. Особенности субъектно-объектных отношений, выбор домини­рующих моделей воздействия правящей власти на общество в значительной степени зависят от конкретно-исторического обра­за общества, данного государства, его исторических традиций.

По мере исторического развития общества и государства по­литические и административные структуры усложняются, ста­новятся разнообразней. Многократно увеличивается объем ин­формации, перерабатываемой системами социального и государ­ственного управления. По сравнению с первичным элементар­ным информационным обслуживанием функционирования про­изводящей экономики (сбором сведений об участии в работах отдельных членов сообщества, ресурсах и пр.) объем информа­ции, которым располагает современное государство, вырос на множество порядков. Возрастающее многообразие общественной жизни и государ­ственных институтов, их деятельности обусловило второй закон – закон необходимости усиления регулирования и управления общественными процессами.

Логика анализа объективной зависимости управленческого процесса от состояния социальной среды, в том числе от структу­ры общественной системы, последовательная реализация инфор­мационного подхода подводит к выявлению специфических струк­турно-функциональных законов. К таким законам относится третий закон - закон «необходимого разнообразия». Действие данного закона в государственном управлении про­является в объективных требованиях двоякого рода. Первое — это необходимость сочетания управляющего воздействия на об­щество с его самоорганизацией, с учетом стихийной саморегуля­ции социальной системы. Второе - рассматриваемый закон обычно трактуется как теоретическое обоснование иерархической структуры управле­ния. Ограниченность объема информации, пе­рерабатываемой любым субъектом, исключает возможность со­средоточить все полномочия по управлению обществом в руках одного централизованного органа. Поэтому возникает необходи­мость в передаче некоторых полномочий от центрального органа органам нижестоящих уровней.

Сложившееся в истории государственного строительства раз­деление ветвей власти (законодательной, исполнительной и су­дебной) и соответствующих им управляющих субъектов (цен­тров управления) стало всеобщей формой функционирования го­сударственной власти, воспроизводящейся в различных модифи­кациях в любом демократическом государстве, т.е. объективным законом. Это — закон рассредоточения центров власти и уп­равления. Он означает:

1) необходимость формального и фактического разделения функций государственной власти в уп­равлении по горизонтали и вертикали на относительно самостоя­тельные ветви и уровни власти, которые должны осуществляться различными, независимыми друг от друга органами (института­ми); 2) требование взаимного сдерживания властей, взаимного огра­ничения и взаимного контроля, в том числе ограничения пред­ставительной (законодательной) власти, контрольной функции системы «сдержек» и «противовесов», каждая ветвь власти должна иметь пределы действия сво­их полномочий, свою сферу действия; 3) необходимость равнове­сия ветвей власти, чтобы ни одна из них не могла во всех отно­шениях доминировать над другими и быть свободной от ответ­ственности перед законом.

Структура организации власти и государственного управле­ния исторически закрепилась в таких всеобщих формах, как цен­трализация и децентрализация. Взаимосвязь (единство) данных противоположных процессов (отношений) также характеризует­ся признаками объективного закона. Процессы централизации и децентрализации по содержанию представляют концентрацию и деконцентрацию власти и управ­ленческой деятельности.

Следующий закон государственного управлениязакон системности. Государственное управление функционирует и решает объек­тивно стоящие перед ним задачи только в виде единого целого, взаимосвязанного образования его элементов и процессов. Сис­темность — необходимая и существенная форма бытия государ­ственного управления как института. Отсюда и системный под­ход как методологический принцип объяснения данного феноме­на и практического его осуществления. Закон системности государственного управления находит выражение в существенных взаимосвязях элементов и процессов управления (закономерностях). К таковым можно отнести: 1) единство основных функций управления, таких как целеполагание, прогнозирование и планирование, информирование, организация, координация и регулирование, активизация, контроль, обобщение и оценка результатов на всех уровнях государственного управления; 2) единство уровней государственного управления: центрального (федерального), регионального, местного; 3) единство общей и частных систем государственного управления, поскольку последние строятся на базе общегосударственной и являются конкретной реализацией ее целей в отдельных сферах и отраслях жизнедеятельности людей.

Отмеченные существенные взаимосвязи функций, структур, уровней и центров государственного управления характеризуют целостность системы в идеале, т.е. какой по определению она должна быть. Реальное же состояние представляет собою эволю­цию системы в направлении достижения полноты целостности, реализации ее сущности, заложенных в системе объективных воз­можностей. Движение системы к целостности состоит в том, что­бы:

а) охватить своим воздействием все социально значимые про­цессы государственной жизни;

б) обеспечить оптимально возмож­ную полноту реализации управленческих функций в их взаимо­связи, а также единую направленность в управляющей деятель­ности субъектов различных ветвей и центров власти;

в) устра­нять противоречивость элементов системы, препятствующую нор­мальному ее функционированию;

г) создавать недостающие орга­ны, институты и нормы.

В совокупности эти процессы составля­ют содержание саморазвития системы государственного управ­ления — ее общего объективного закона.