
- •Слайд 2/1. Гуманистическое противостояние бихевиоризму
- •Слайд 2/2. Гуманистическое противостояние бихевиоризму
- •Всплывающий слайд
- •Слайд 3. Примеры «зачем жить» в. Франкла
- •Слайд 7. Почему гуманистическая психология не стала естественной наукой?
- •Слайд 8. Обожествление природного «организмического» чувства
- •Слайд 9. Как узнать, избрал ли человек правильный, предначертанный ему путь
- •Слайд 10/1. Самореализационные метафоры гуманистических психологов
- •Слайд 10/2. Самореализационные метафоры гуманистических психологов
- •Слайд 11. Психотерапевт в роли гуру
- •Слайд 12. Значение гуманистической психологии для Психологии
Слайд 3. Примеры «зачем жить» в. Франкла
В. Франкл поясняет это примерами из своей психотерапевтической практики и из своих переживаний в концентрационном лагере. Так, он пишет: «Однажды пожилой практикующий врач консультировался у меня по поводу своей серьёзной депрессии. Он не мог пережить потерю своей супруги, которая умерла два года назад и которую он любил больше всего на свете. Но как я мог помочь ему? Что я мог сказать? Я отказался вообще от каких-либо разговоров и вместо этого поставил перед ним вопрос: «Что было бы, доктор, если бы вы умерли первым, а жена ваша осталась бы в живых?» – «О, – сказал он, – для неё это было бы ужасно, как бы она страдала!» После этого я заметил: «Видите, доктор, каким страданием ей бы это обошлось, и именно вы заставили бы её так страдать. Но теперь вы платите за это, оставшись в живых и оплакивая её». Он не сказал ни слова, только пожал мне руку и молча ушел. Страдание каким-то образом перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл – как, например, смысл жертвенности».
1942–1945 – это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях. Франкл еще накануне войны в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы развития личности. И в концлагере эта теория получила проверку жизнью и подтверждение – наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить.
У самого Франкла было ради чего жить; его заботой было восстановить утраченный текст рукописи книги учения о смысле. Кроме того, до самого освобождения он надеялся увидеть в живых свою жену, но этой надежде не суждено было сбыться – жена погибла, как и практически все его близкие. В том, что он сам выжил, сошлись и случайность, и закономерность. Случайность – что машина целенаправленного уничтожения не перемолола его. Закономерность – что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называет способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу.
Слайд 4. Маслоу: самоактуализация
Гуманистические психологи не приняли и абсолютный детерминизм психоанализа, хотя многие из них начинали как практикующие психоаналитики. Человек для них – существо, самостоятельно детерминирующее свое поведение. Здесь ими вводится ряд синонимичных терминов: самоактуализация, самореализация и т. п. По А. Маслоу, «самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать».
Всплывающий слайд
А́брахам
Масло́у
( 1908 - 1970) –
американский
психолог,
основатель гуманистической
психологии.
Широко известна иногда приписываемая Маслоу «Пирамида Маслоу» – диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов.
Слайд 5. Фромм: самосозидание человека
«Человека делает человеком его способность создавать самого себя», – говорит Э. Фромм. В этом, продолжает он, были убеждены многие философы и мистики Востока и Запада. Человек не должен плыть по течению внешних обстоятельств или глубинных неосознанных внутренних желаний. Только он сам сознательно может найти свой личный смысл бытия и осознать свое предназначение в жизни. Никто за него это сделать не сможет.
Человек сам выбирает не только свой путь, но даже ту помощь, которая оказывается для него полезной.
Всплывающий слайд
Э́рих
Зелигманн Фромм
(1900
– 1980)
–
немецкий социолог,
философ,
социальный
психолог,
психоаналитик,
один из основателей
неофрейдизма
и
фрейдомарксизма.
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура – страсти человека и тревоги его – продукт культуры»
Слайд 6. Роджерс: Клиент-центрированная психотерапия
Пример из психотерапевтической практики К. Роджерса:
Всплывающий слайд
Карл
Рэнсом Роджерс ( 1902 - 1987)
- американский
психолог,
один из создателей и лидеров гуманистической
психологии (наряду
с А.
Маслоу).
Фундаментальным компонентом
структуры личности Роджерс
считал «я-концепцию»,
формирующуюся в процессе взаимодействия
субъекта с окружающей социальной средой
и являющуюся интегральным механизмом
саморегуляции поведения субъекта.
Роджерс внёс большой вклад в создание
недирективной
психотерапии,
которую он называл «личностно-ориентированной
(клиент-центрированной)
психотерапией».
«Я работал с очень интеллигентной матерью, у которой сын был маленьким чудовищем. Причина, очевидно, лежала в отвержении мальчика в прошлом, но на протяжении многих бесед я не мог помочь ей осознать это. Я старался привлечь её внимание к этой теме. Я мягко приближал её к тем обстоятельствам, о которых она мне сама рассказала, с тем, чтобы она увидела их смысл. Но всё было напрасно. Наконец я сдался. Я сказал ей, что, кажется, мы оба старались, но потерпели неудачу и что нам лучше всего расстаться. Она согласилась. На этом мы завершили беседу, попрощались, и она пошла к двери. Затем она обернулась и спросила: «А взрослых вы консультируете?» Получив утвердительный ответ, она сказала: «Хорошо, тогда помогите мне». Она подошла к стулу, с которого только что встала, и начала выплескивать свое отчаяние по поводу замужества, запутанных отношений с мужем, своего смятения и неудач. Всё это так отличалось от стереотипной «истории болезни», которую она преподнесла ранее! Тогда и началась настоящая психотерапия, и в конечном счете она была очень успешной».
Роджерс из многих подобных случаев сделал, как он говорит, очень важный вывод для своей дальнейшей работы: клиент, т. е. человек, пришедший за помощью к психотерапевту, знает, хотя и не всегда ясно осознает, какие проблемы для него являются существенными, в каком направлении надо идти. Поэтому, продолжает Роджерс, в процессе психотерапии лучше опираться на клиента, когда выбираешь, куда двигаться и что делать.