
- •Сцена 1.
- •2012Г, г. Вологда, Вова – ученик из образовательной школы приходит в гости к Мише, ученику из лицея:
- •Сцена 2.
- •Сцена 3.
- •Сцена 4.
- •Сцена 5.
- •Сцена 6.
- •1 Группа (не умеют читать). Гертруда: Итак, сегодня мы будем изучать азбуку и учиться читать. Ребята, занявшие первый ряд, для вас я предлагаю 3 буквы. Сейчас вы увидите их на доске.
- •Часть 1 (урок Глюфи)
- •Часть 2. На следующий день Гертруда разговаривает с лейтенантом.
- •Сцена 7.
- •Сцена 9.
- •Сцена 10.
- •Сцена 11.
- •Сцена 12.
- •Сцена 13.
Сцена 10.
19 век. В это время жил и работал Пирогов Николай Иванович. Человек, который внес большой вклад не только в развитие отечественной хирургии, но и в развитие отечественной педагогики. Считал главной идею общечеловеческого воспитания, отмечал необходимость общественной подготовки к жизни высоконравственного человека с широким нравственно кругозором: "Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание".
Действующие лица: Пирогов, чиновник, секретарь.
Секретарь: Иван Петрович, к вам пожаловал Николай Иванович Пирогов.
Чиновник: Пригласите его, пусть проходит.
Пирогов: Добрый день, друг мой.(пожимают руки) Вы хотели меня видеть? Как поживаете?
Чиновник: Ничего, Николай Иванович, не жалуюсь. Присаживайтесь. Чайку не желаете?
Пирогов: Не откажусь, благодарю.
---Наливает чай во время разговора.---
Чиновник: Я вызвал вас вот по какому вопросу. Слышал я, что вы написали новую статью. Мне очень интересно знать о чем она?
Пирогов: Да, совершенно верно. Статья моя называется вопросы жизни.
Чиновник: То есть речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми,
Пирогов: Совершенно верно, а также об общечеловеческом воспитании, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. А также и о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.
Чиновник (пренебрежительно): И в чем же на ваш взгляд состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?
Пирогов: Это и есть первые вопросы жизни, которые я выдвигаю в своей статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность.
Чиновник (настойчиво): Но ведь на вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе…
Пирогов: Но разве…
Чиновник: ...и таким образом они подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни.
Пирогов: Конечно, но согласитесь, что в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”.
Чиновник: Что вы хотите этим сказать?
Пирогов: Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения? Мы видим то же самое разделение общества на толпы, которое было и во времена паганизма. Наши действуют по взглядам на жизнь, произвольно ими принятым и вовсе не согласным с религиозными основами воспитания, или вовсе без всяких взглядов.
Чиновник: Но эти так называемые толпы должны же следовать каким-то взглядам! Вы так не считаете?
Секретарь: Иван Петрович, к вам посетитель.
Чиновник: Скажите, пусть подождет, у нас серьезный разговор с товарищем Пироговым. ….И так, на чем мы остановились? Ах да, каким же взглядам следуют толпы?
Пирогов: Таких взглядов наберется не мало.
Чиновник: Ну всё-таки. Мне очень интересно ваше мнение.
Пирогов: Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не нужно размышлять, и толковать о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.
Чиновник: Тааак, а что же касательно учения?
Пирогов: Как раз этого и касается второй взгляд - высокий. Нужно учиться, читать, размышлять и извлекать из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха. И прочее, и прочее, и прочее. В моей статье всё очень подробно написано.
Чиновник: Оооочень интересно. И что получается…по вашему мнению школа и воспитание бессильны? В чем тогда смысл и назначение всей системы воспитания и образования?
Пирогов: Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не ведут к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.
Чиновник: Может вы еще и знаете как вывести человечество из такого положения?
Пирогов: Я думаю существует три пути: или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.
Чиновник: Пойти первым путем, это значило бы искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого. А изменить направление общества есть дело промысла и времени. Таким образом Остается третий путь, т.е. “приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.
Пирогов: Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно сделать нас людьми. Но ни одна ваша реальная школа в мире не достигнет этого, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов.
Чиновник: Мне понятна ваша точка зрения. Но сейчас меня беспокоит вопрос о системе нашего образования. В начале века были приняты два документа, которые определили весьма либеральную реформу в области народного просвещения. Это "Устав университетов" и "Устав учебных заведений, подведомственных университетам".
Пирогов: По-моему очень правильный устав. Бессословность, бесплатность образования и никаких телесных наказаний.
Чиновник: Верно, но вот "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов", который приняли спустя 20ть, лет ввел палочную систему и я считаю, что это правильно.
Пирогов: Это немыслимо. Вы ли это говорите, друг мой?
Чиновник: А вы разве не согласны, что это самое лучшее средство воспитания?
Пирогов: Телесное наказание унижает ребенка и наносит непоправимый вред его нравственности. Приучает к повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. В ближайшее время я собираюсь написать статью на эту тему.
Чиновник: Что ж, посмотрим что из этого выйдет.
Пирогов: Вот увидите, я добьюсь отмены телесных наказаний. И никто не сможет мне в этом помешать.
---Уходит, захлопывая дверь---