Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Весь сценарий.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
97.42 Кб
Скачать

Часть 1 (урок Глюфи)

Действующие лица: лейтенант, ученики.

Глюфи: Для каждого из вас я приготовил особенный сюрприз. Быстрее подходите ко мне, разбирайте!

---Глюфи выдает каждому ребенку несколько листов бумаги, на одном из которых написано имя ребенка.---

Ученики: Как красиво! А как Вы это сделали? Покажите, покажите!! Глюфи: хотите научиться так же красиво писать?

Ученики: Да!

Глюфи: ну, тогда следите внимательно за мной и все запоминайте!

---Глюфи показывает ребятам как писать.---

Ученики: Неужели и мы сумеем так писать?

Глюфи: Да, конечно! Надо только стараться и каждый день тренироваться! Бережнее обращайтесь с бумагой, воткните перья острым концом в гнилые яблоки.

Ученики: а зачем в гнилое яблоко?

Глюфи: В них они лучше всего будут держаться.

Ученики: Да, если бы они у нас были, эти гнилые яблоки, но ведь теперь же зима.

Глюфи: Хаха, верно. Возможно, я достану для вас такие яблоки.

Ученики: Нет, мы сами принесем для тех, у кого нет. У нас тоже есть яблоки!

Часть 2. На следующий день Гертруда разговаривает с лейтенантом.

Действующие лица: Гертруда, лейтенант Глюфи, Альфред, Марта, Адольф

Гертруда: Если бы я знала, что помощь моя для устройства школы понадобится вам лишь на каких либо 2 часа, я бы так не противилась этому во вторник. У вас всё идет замечательно – дети с заметным интересом посещают ваши уроки, взволнованно обсуждают это всё на перемене.

Глюфи: всё идет как по маслу, на удивление.

Гертруда: в прошлую пятницу, когда прибыли столы, заметила я желание детей моментально сесть за них. Но Вы, лейтенант, поступили абсолютно правильно, раздели в их на 4 группы. Они сидели свободно, и вы спокойно могли отследить любое движение. Заметила я, что трудно занятия даются ребятам, которые кроме ложки, ничего в руках и не держали. Счет им дается уже почти легко, а вот письмо.. Эх, некоторые дети настолько неловкие, что держат перья словно онемевшими руками. Но зато как по лугам бегают – равных им нет!

Глюфи: оно и понятно: наибольшими дарованиями часто отличаются наибольшие лодыри: сплошь и рядом они способнее рабочего народа, к устному счету, например.

Гертруда: Но в общем эти дети оказались гораздо способнее к умственному и ручному труду, недели я ожидала. Нужда и нищета заставляют человека терпеливо и напряженно думать и работать, чтобы добиться куска хлеба. Отметила я, что Вы строите всё свое преподавание на этом фундаменте.

Глюфи: Всё, чему можно научить человека, лишь постольку делает его пригодным, на чьи труд и знания можно положиться, поскольку знания и умения приобретены были упорным тяжелым трудом в годы его обучения.

---Проходит Адольф.---

Глюфи: Ой, а это, Адольф что ли? Он же раньше 10 обычно и не показывался никогда.

Адольф: Доброе утро, а я сегодня проснулся рано-рано, попросил у матушки завтрак, чтобы вовремя поспеть в школу.

---Гертруда и лейтенант переглядываются и улыбаются.---

Гертруда: Восхищена я и тем, как тут организовано всё. Чистота тут, как в церкви! Дети ничего не бросают на пол, не жуют во время уроков. Если грязно на улице – обувь они оставляют у дверей, мокрую и грязную одежду они нас солнце сушат или у печки чистят. Когда же они от письма переходят к работе – всегда моют руки в тазу, за личной гигиеной следят. При письме и работе держатся прямо, как свеча!

---Пробегают ученики.---

Альфред: Доброе утро, госпожа Гертруда, здравствуйте, лейтенант! А я вчера после урока сразу стали показывать родителям свои тетради с красивыми надписями. Я свои листочки вложил в библию.

Марта: а я - в свой ящичек, где храню сокровища.

Гертруда: Молодцы, ребята, бегите на занятия.

Гертруда: Вот а приходя в школу, они с учителем здороваются. Ты, как хороший педагог, их осматриваешь. Заметила я, что если что-то не так, ты сразу не говоришь, а сначала неодобрительно смотришь, даешь ученику шанс самому исправить недочет.

Глюфи: Именно так, и только после я прибегаю к словам. Но до этого практически не доходит.

Гертруда: А дисциплина то у тебя какая – опоздавших и в школу не пускаешь! Глюфи: Им полезно подумать над тем, что все на свете должно быть сделано вовремя, иначе порядок может потерять смысл.

Гертруда: Да и Маргарет то пытается во всем тебе соответствовать. Девочкам косы заплетает, если те небрежно их заплели, но, ни от учебы, ни от работы не отвлекает. Учит ребят зашнуровывать сапоги и завязывать чулки, оправляет платочки и передники, заметит дыру – сразу зашивает. Перед окончанием школьных занятий, она же к каждому подходит и говорит хорошо, удовлетворительно или плохо ученик работал и занимался сегодня. Сами дети от Маргарет тоже в восторге. Что не говори, но дети её любят, да и она их!

Глюфи: Но любовь в деле воспитания человека приносит пользу лишь тогда, когда идет со страхом или следом за ним.

Гертруда: неужели?

Глюфи: Тот, кто хочет воспитать человека, должен обуздать его злобу, преследовать его лукавство и происки, и вгоняя его в пот изгнать все дурное в нем. Воспитание человека – шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи.

Гертруда: Абсолютно соглашусь в вами – обучение и воспитание – комплексный процесс и важно обращать внимание на каждого отдельного ребенка. Умственное воспитание должно совмещаться с трудовым. Помните, совсем как Томас Мор – он же уделял особое внимание труду.

Глюфи: Тот, что Утопию то написал? Припоминаю, припоминаю..Но он же там просто описывал общество, государственный строй, инфраструктуру и прочее.. там же про воспитание то – ни слова! Гертруда: Ну что же Вы такое говорите, лейтенант? Вот смотрите, у утопийцев было одно общее занятие – земледелие. Ему учатся с детства – в школе и опытным путем, когда их выводят в поля как бы для игры. Кроме этого каждый изучает какое-лиюбо одно ремесло, как специальное – пряжа шерсти, выделка льна, ремесло каменщиков или работа по металлу или дереву. Глюфи: Да, действительно, и ведь у нас так же – каждый занимается своим ремеслом - девочки занимаются одним, мальчики другим.

Гертруда: Именно так. И работали они с самого утра и до вечера. Был там и специальный человек – сифогрант, он следил, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

Глюфи: Ха, да мы с Вами и Маргарет именно этим и занимаемся! Гертруда: Ну а я про что и говорю! Свободное же время могли они уделить наукам. Имели они обыкновение устраивать публичные лекции, которые проводили специально для того обученные люди науки. А если же они путешествовали, то в каждом городе занимались они свои ремеслом. Кстати, учебные предметы изучают они на своем языке. Он не беден словами, не лишен приятности для слуха и превосходит другие более верной передачи мыслей.

Глюфи: Интересно то как, заинтриговала ты меня, Гертруда. Пойду - ка почитаю эту книженцию, может, найду чего полезного для нашей школы.